УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
детского сада №5 г.Смолевичи»
Ю.В.Шимкевич
«____»__________20__
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ культуры природопользования в условиях организации детского лесничества»
Срок реализации: 2024-2027
Руководитель (координатор)
педагогического проекта:
Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего
по основной деятельности
тел. 80177629527
E-mail: https://ds5.smoledu.by/
Актуальность педагогического проекта
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, к родному краю, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш родной край стал краше и богаче.
Привлечь к лесоохранному делу малышей не просто, но в детском саду для этого делается многое: ребята ухаживают за растениями в дендрарии смешанного леса, где растения ими выращены из семян: ель, сосна, дуб. Из маленьких саженцев ребята выращивают березу, липу, рябину, орешник обыкновенный (лещина). На экологической тропе учреждения дошкольного образования разбит альпинарий, где есть многолетние и редкие растения. Есть цветники, клумба для бабочек, «отель» для насекомых, созданные в рамках реализации образовательного проекта «Зеленые школы».
Справочно. Решением Координационного совета образовательного проекта «Зеленые школы” (протокол №1 от 27.08.2019) присвоен (подтвержден) статус «Зеленая школа» и Диплом III степени.
Ребята ухаживают за комнатными растениями, ухаживают за фитогрядками на огороде, выращивают зелень, свёклу, морковь, картофель разных сортов, тыкву. И уже с юного возраста понимают, как нужно ухаживать и заботиться о растениях.
Мы хотим с малых лет воспитать у детей бережное отношение и любовь к лесу. Углубить и расширить представления дошкольников в области лесного хозяйства и экологии. Расширить представления о значении леса в жизни человека и природе, проведение дальнейшей профориентационной работы с целью продолжения обучения в аграрных классах школы и дальнейшее обучение, чтобы потом работать в лесной промышленности.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Экологическая культура ребенка дошкольного возраста, как условие валеологического развития – это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды (задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).
Критерии и показатели
оценки результатов педагогического проекта
Критерии | Показатели |
Управленческие | -нормативная база по вопросам экологического образования;
-способность к подбору и мотивации педагогического коллектива, родителей для работы по экологическому образованию дошкольников старших групп; |
Профессиональный рост педагогов | -положительная динамика ступеней профессионального мастерства: умелость, мастерство, творчество, инициативность;
– профессиональные и личностные достижения педагогов; – участие в конкурсах педагогического мастерства; – аттестация на присвоение высшей квалификационной категории; |
Уровень педагогической деятельности | -положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий; |
Обобщение педагогического опыта | -система открытых мероприятий по теме опыта;
публикации; -выступление на семинарах, круглых столах и других форумах; |
Авторские методические продукты | -разработка авторских продуктов: методические материалы; дидактические пособия, тематические папки (лэпбуки). |
Продуктивность образовательного процесса | -положительная динамика форсированности экологических представлений у старших дошкольников;
– развитие механизма ценностного отношения к природе у старших дошкольников; – последовательный переход от переживания ребёнка своего единства с природой к осознанию этого единства и его выражение в доступной экологической деятельности, мотивированной сопереживанием и сочувствием. |
Удовлетворённость результатами педагогической деятельности | -степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования, Смолевичского лесхоза и законных представителей (родителей). |
Взаимодействие всех участников педагогического проекта | – создание системы взаимодействия;
– благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество. |
Качество управления педагогическим проектом | -рациональное планирование педагогической деятельности;
-мониторинг, анализ и контроль качества педагогической деятельности; -наличие системы стимулирования педагогов. |