ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ культуры природопользования в условиях организации детского лесничества»

УТВЕРЖДАЮ 

 Заведующий       

 детского сада №5 г.Смолевичи»    

 Ю.В.Шимкевич

   «____»__________20__

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ культуры природопользования в условиях организации детского лесничества»

 

Срок реализации: 2024-2027

 

 

                                                      Руководитель (координатор)

                                                 педагогического проекта:

                                                          Садовская Галина Викторовна,

                                                 заместитель заведующего

                                                  по основной деятельности

                                   тел. 80177629527

                                                       E-mail: https://ds5.smoledu.by/

 

Актуальность педагогического проекта

          Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

    Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности,  к родному краю, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

     Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш  родной край стал краше и богаче.

     Привлечь к лесоохранному делу малышей не просто, но в детском саду для этого делается многое: ребята ухаживают за растениями в дендрарии смешанного леса, где растения ими  выращены из семян: ель, сосна, дуб. Из маленьких саженцев ребята выращивают березу, липу, рябину, орешник обыкновенный (лещина). На экологической тропе учреждения дошкольного образования разбит альпинарий, где есть многолетние и редкие растения. Есть цветники, клумба для бабочек, «отель» для насекомых, созданные в рамках реализации образовательного проекта «Зеленые школы».

Справочно. Решением Координационного совета образовательного проекта «Зеленые школы” (протокол №1 от 27.08.2019)  присвоен (подтвержден) статус «Зеленая школа» и Диплом III степени.

  Ребята ухаживают за комнатными растениями, ухаживают за фитогрядками на огороде, выращивают зелень, свёклу, морковь, картофель разных сортов, тыкву. И уже с юного возраста понимают, как нужно ухаживать и заботиться  о растениях.

    Мы хотим с малых лет воспитать у детей бережное отношение и любовь к лесу. Углубить и расширить представления дошкольников   в области лесного хозяйства и экологии. Расширить представления о значении леса в жизни человека и природе,  проведение дальнейшей профориентационной работы с целью продолжения обучения в аграрных классах школы и дальнейшее обучение, чтобы потом работать в лесной промышленности.

       Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

      Экологическая культура ребенка дошкольного возраста, как условие  валеологического  развития – это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды  (задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании  полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности). 

 

 

Критерии и показатели

оценки результатов педагогического проекта

 

Критерии Показатели
Управленческие -нормативная база по вопросам экологического образования;

-способность к подбору и мотивации педагогического коллектива, родителей для работы по экологическому образованию дошкольников старших групп;

Профессиональный рост педагогов -положительная динамика ступеней профессионального мастерства: умелость, мастерство, творчество, инициативность;

– профессиональные и личностные достижения педагогов;

– участие в конкурсах педагогического мастерства;

– аттестация на присвоение высшей квалификационной категории;

Уровень педагогической деятельности -положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий;
Обобщение педагогического опыта -система открытых мероприятий по теме опыта;

публикации;

-выступление на семинарах, круглых столах и других форумах;

Авторские методические продукты -разработка авторских продуктов: методические материалы;  дидактические пособия, тематические папки (лэпбуки).
Продуктивность образовательного процесса -положительная динамика форсированности экологических представлений у старших дошкольников;

– развитие механизма ценностного отношения  к природе у старших дошкольников;

– последовательный  переход  от переживания ребёнка своего единства с природой  к осознанию этого единства и его выражение  в доступной экологической деятельности, мотивированной сопереживанием и сочувствием.

Удовлетворённость результатами педагогической деятельности -степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса  учреждения образования, Смолевичского лесхоза  и законных представителей (родителей).
Взаимодействие всех участников педагогического проекта – создание системы взаимодействия;

– благоприятный  психологический климат, диалог и сотрудничество.

Качество управления педагогическим проектом -рациональное планирование педагогической деятельности;

-мониторинг, анализ и контроль  качества педагогической деятельности;

-наличие системы стимулирования педагогов.