Экологическая тропа

«Мир, окружающий ребенка,

– это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой »

В.А. Сухомлинский

Прогулка – незаменимое средство оздоровления

     Прогулка-это не только мощная закаливающая процедура, но и важнейший компонент двигательного режима. Укрепление физического и психологического здоровья детей- важная задача в работе педагогических работников. Реализовать эту задачу можно через интересную, привлекательную для воспитанников деятельность – прогулку, роль которой для здоровья велика. Неслучайно советский педиатр Г.Н.Сперанский указывал, что день без прогулки следует считать потерянным для здоровья ребенка. Необходимо учитывать, что нигде больше ребенок не чувствует себя так свободно и раскованно, как на прогулке, когда можно покричать, выплеснуть накопившуюся энергию, поиграть в любимые подвижные игры, соприкоснуться с природой, можно утверждать, что прогулка- незаменимое комплексное оздоровительное средство.

     Педагогические работники нашего детского сада расширили содержание прогулок, во время которых дети двигаются, стараясь сохранить темп, делают остановки, наблюдают за окружающим миром, беседуют с воспитателем, друг с другом. В содержание прогулок включаем наблюдения за объектами природы, явлениями природы, обращаем внимание детей на закономерности изменений в природе от разных факторов. У детей формируется умение замечать и устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы, расширяется непосредственный опыт действий ребенка с предметами, развивается произвольное запоминание, внимание.

     При этом наблюдения проходят на разных станциях экологической тропы, за разными объектами. Например, в дендрарии смешанного леса (объекты лиственные деревья: клен, береза, дуб, лещина, липа; хвойные: сосна, ель). В мини-фитонцидном парке наблюдения за состоянием и ростом сосны, ели, самшита, можжевельника, сумаха. Во время прогулки проходят беседы с опорой на опыт детей: из чего мы вырастили это дерево (из семечка, из маленькой веточки), рассказывают дети и о том, как саженцы привезли из школьного лесничества Драчковской школы. Интересно детям наблюдать  и сравнивать изменения на грядках в маленьком огороде, где кроме овощных культур есть и грядки с лекарственными травами.

     Чтобы обеспечить эмоциональное восприятие детьми окружающего мира, педагоги подобрали рассказы о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки.

        Непосредственное общение с объектами природы вызывает яркие, насыщенные эмоции, способствует проявлению творчества, нравственных чувств, переживаний.

         Игры в природе содействуют формированию экологического сознания воспитанников, развитию умений и навыков взаимодействия с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Экологическое воспитание – систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры

Задачи экологического воспитания состоят в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.

Изображение

Экологическая тропа — это специальный образова­тельный маршрут в природных условиях, где есть эко­логически значимые природные объекты. На этих мар­шрутах можно познакомить детей и взрослых с есте­ственными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятель­ность.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов    растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

Изображение

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

   Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. 

Изображение

   Экологическая тропа дошкольного учреждения  –  специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

   В качестве объектов выбраны  различные виды дикорастущих и культурных растений,  лекарственные растения,  клумбы, различные виды деревьев.

Изображение

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

  Территория  экологической тропы  должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:  оздоровительную; рекреационную;  учебно-просветительскую. 

Изображение

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

  Экологическая тропа Государственного учреждения образования «Ясли-сад №5 г. Смолевичи» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Изображение

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют,наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания.Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Хозяин экологической тропы  Добрый Старичок-Лесовичок

Изображение