Знакомим дошкольников с природными символами Республики Беларусь

 Символами суверенитета нашей страны являются государственные герб, флаг и гимн. В них отражены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию каждого человека и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и независимость. Но, кроме символов государственного суверенитета, у нашей страны есть другие значимые идеи и явления, благодаря которым ее знают и ценят и которые стали символами независимой Беларуси. 

 Со старшей группы детей знакомят  с  природными символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек, картофель).

 

Зубры — не только визитная карточка богатого и разнообразного животного мира Беларуси, но и символ самой страны. Это самые тяжёлые и крупные наземные млекопитающие на европейском континенте, последние европейские представители диких быков. Наибольшее количество зубров обитает в Беловежской пуще, поэтому если вы хотите увидеть это величественное животное наверняка, вам следует отправиться именно туда.

Первым, кто прославил силу и смелость зубров в литературе, был белорусский просветитель и поэт Николай Гусовский (Мікола Гусоўскі). В начале XVI в. он написал знаменитую «Песню про зубра» по заказу Папы Римского Льва X Медичи, который хотел узнать больше о необычном звере, обитающем в лесах Великого Княжества Литовского. Поэма была написана на латыни, но со временем была переведена на русский и белорусский языки. «Песня про зубра» сохранилась до наших дней и является литературным памятником эпохи Возрождения. 

    А где ещё в Беларуси встречаются образы и изображения зубров?  

   Памятник зубру около трассы Брест – Москва, на границе Минского и Брестского районов. Высота этого памятника – 30 метров, масса – 76 тонн. Фигу ра зубра была выбрана не случайно, ведь Брестский район – это место расположения Беловежской пущи, в которой обитают эти редкие животные.

 

 

 Памятник основателю Каменецкой крепости – волынскому князю Владимиру Васильковичу. Рядом зубр – символ Беловежской Пущи, рядом с которой и расположен Каменец.

Памятник зубру на въезде в Национальный аэропорт Минск. 

Железный зубр, сделанный Романом Бейбутяном из запчастей советских автомобилей. 

Василек использовали и как символ нежности, преданности и надежности.

В таком качестве он украшал предметы одежды персонажей картин художников Ренессанса, как, например, на известном полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки.   Русское же «василек» связано с легендой о романтических и противоречивых отношениях молодого ржановолосого и голубоглазого земледельца Василия с русалкой, закончившихся тем, что Василий стал цветком. Русалка увидела Василия на берегу реки и влюбилась в него. Она вышла из воды, и Василий также не устоял перед ее красой. Их взаимным нежным отношениям мешал нерешенный «квартирный» вопрос – она настаивала на постоянном местожительстве в водной среде, а он предлагал жить на суше. После долгих пререканий русалка превратила своего возлюбленного в голубой цветок в надежде, что с берега реки он попадет в ее чертоги. Но цветок остался у пашни, а русалке осталось лишь  любоваться им из водной пучины. (Славянская интерпретация мифа древних греков о Нарциссе.)

    И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Василек также известен как символ власти и величественности, о чем свидетельствует декоративная ткань «Зеленый наряд рук императора Карла V», – элемент парадной одежды главы Священной Римской империи. На ней двуглавый орел как атрибут династии Габсбургов и герб окружены различными растениями, среди которых выделяется василек. Этот цветок любил германский кайзер Вильгельм I, что стимулировало его культивирование в садах и выведение декоративных сортов. Василек украшает герб Республики Беларусь, венок из васильков изображен на государственном гербе Швеции. С 1968 г. это растение является национальным цветком Эстонии.

 АИСТ -Интересно, что слово «аист» присутствует только в русском языке как заимствование из тюркского. В белорусском языке существует два наименования этой птицы – бусел (ласково – буслик) и лялько.  

 Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделённое высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями – насекомыми, грызунами, змеями.

    Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал свёрток. Всё содержимое моментально распространились повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка.

   Буслы присутствуют и в других народных поверьях, которые отражают особенности поведения особи. Прилёт птиц ранней весной обещает скорое появление птенцов, отсюда и представление, что аисты приносят детей. Заинтересованные в пополнении семейства хозяева старались обустроить удобное место для гнездования – высокий шест с кругом, очищенный от веток ствол дерева или место на крыше. На Благовещенье выпекается сдоба, украшенная «отпечатком» лапы бусла.

   То, что птица возвращается к своему старому гнезду, каждый год, перестраивая и увеличивая его в размере, породили традицию считать аиста духом-покровителем дома, приносящим обитателям лад и процветание. Если птицы покидали гнездо, это считалось приметой скорых неблагоприятных событий. Птица живёт в паре и разделяет хлопоты по заботе о птенцах. Отсюда, аист – символ верности, преданности и родительской любви. Аист, поглощающий болотную «нечисть», также стал символом победы добра над злом. 

Клевер попал в символику двух государств – Республики Беларусь  и Ирландии.

Обрамление герба Республики Беларусь в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен – традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм. Беларусь – страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительностью и цветами привила белорусам неподдельную любовь ко всему живому. 

 

Лен – символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка.  Это единственная прядильная культура в республике, его еще называют «северным шелком»Традиционно из льняной ткани сделаны национальные белорусские наряды. Только из льна делались знаменитые “беларускія рушнікі”, на которых вышивался орнамент. А так как каждый орнамент имеет свой сакральный смысл, и один и тот же рушник не мог использоваться на всех праздниках или важных событиях, у каждого порядочного белоруса было множество  рушников: для повседневных нужд, для религиозных праздников – Рождества, Пасхи; на рождение ребенка, на «заручыны» (помолвка) дочери, на «вяселле» (свадьба) сына, впрочем, “нават у труну клалі рушнік” (“даже в гроб клали рушник»)…

 Картофель появился на наших землях еще в XVIII веке. Название «бульба» происходит от латинского bulve, что означает луковица. Этот корнеплод пришелся по душе белорусам и занял одно из центральных мест в национальной культуре. Во времена войн и голода наша бульба часто спасала людей, сохраняла им жизнь. И по сей день этот овощ находится на лидирующих позициях в сельском хозяйстве: Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по производству и потреблению второго хлеба на душу населения и является крупным экспортером картофеля. Невероятно, но факт: в год среднестатистический белорус съедает примерно 183 килограмма этого продукта. Да и нашу национальную кухню невозможно представить без блюд из картофеля, самые известные из которых – бабка, драники, клецки, колдуны, цыбрики. В 2013 году белорусские селекционеры вывели новые сорта бульбы: фиолетового, синего и красного цветов.

 

 Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

В средней группе:

С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; 

Блакіт нябёс, і белы бусел, 
І кветкі ў полі, як абрус… 
Мой край завецца Беларуссю, 
А сам я – хлопчык-беларус. 

Э. Агняцвет. “Зямля з блакітнымі вачамі”;

Зямля з блакiтнымi вачамi –
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,

Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы –
Прасторны шлях, далёкi шлях!

Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты – наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.

Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.
 

А.Байдак. “Беларусачка”

Твар румяненькі,

Белая хустачка.

Я ўжо ведаю,

Я — беларусачка!

I хачу

Так, як тата і мама,

Родны край свой любіць

Я таксама!

 

Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”;

Радзіма —
нівы, рэкі і бары,
бярозавікам вецер набрыняў,
у Белавежы волаты-зубры,
а вунь мацуе ножкі зубраня.

Радзіма!
Тата, мама і браты,
сястра, бабуля, дзед
і шмат радні
зрабілі ўсё,
каб меў радзіму ты.
Яе высокі гонар барані.

Стварай сваё,
ды беражы, што ёсць,
Дужэй між птушак,
песень і цяпла.
А розум, дабрату і прыгажосць
табе прырода родная дала.
 

А.Русак “Мой край”

 Куды ні глянь — лясы шумяць,
цвіце за полем гай,
а поле — вокам не абняць.
I гэта ўсё — мой край.

 

Пшаніца, жыта на палях,
усюды ураджай,
стагі, як горы, на лугах.
I гэта усё — мой край.

 

Жыве, працуе мой народ
ці ў снежань, ці ў май,
і харашэе з году ў год
мой родны, вольны край.

 

Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.

 

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.