Памятка для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Памятка для педагогов

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

 

     Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.

     Жестокое обращение такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое, психологическое и сексуальное насилие.

     Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Психологическое насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

    Сексуальное насилие вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

ПРИЗНАКИ физического насилия:

 множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.

    О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев).

ПРИЗНАКИ психического насилия:

 открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

ПРИЗНАКИ сексуального насилия:

сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

Среди признаков поведения родителей, свидетельствующих о жестоком обращении с детьми, выделяют:

  • Несоответствие состояния ребенка его описанию родителем.
  • Необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учреждение.
  • Попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба.
  • Отказ от посещения ребенка в стационаре.
  • Неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ребенка и т.д.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

    Прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту.

    Если ребенок говорит об этом в присутствии сверстников, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему.

   Затем СООБЩИТЕ об этом руководителю и специалисту психологической службы!

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних:

При выявлении признаков (фактов) насилия (жестокого обращения) над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники:

  • незамедлительно информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма райисполкома и ОВД для принятия мер реагирования,
  • поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия (жестокого обращения), в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.