Отчёт о результатах реализации педагогического проекта “Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной образовательной среды”

Общие сведения

Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 5 г.Смолевичи»

Заместитель заведующего по основной деятельности Садовская Галина Викторовна

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возрастав условиях современной образовательной среды»

Сроки реализации: 2019-2022, согласно приказу управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома от 06.09. 2019 года № 644

Участники реализации педагогического проекта:

педагогические работники (приказ от 09 сентября 2019 № 77-од);

воспитанники старших групп.

Социальные партнёры: ГЛХУ «Смолевичский лесхоз», ГУДО «Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского района»

Консультант педагогического проекта: Шатило Ольга Ивановна, старший преподаватель МОИРО

Отчет подготовил: Садовская Г.В., заместитель заведующего
по основной деятельности

06.05.2022

Актуальность педагогического проекта

Актуальность педагогического проекта заключается в его направленности на улучшение образовательной среды, пополнение и обновление развивающей предметной пространственной среды, систематизации представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края посредством организации и проведения мероприятий по ознакомлению с растительным и животным миром  родного края, обновление и пополнение материалами и оборудованием тематической площадки «Лесовичок», подготовка презентаций на экологическую тематику, разработка конспектов серии занятий, целевых прогулок, экскурсий, наблюдений, проведение родительских собраний с использованием современных форм, в том числе дистанционных.

На первом этапе (организационном) реализации педагогического проекта к построению предметной пространственной среды в учреждении дошкольного образования были стандартные подходы: центрирование в групповых помещениях, на игровых участках, традиционное оформление экологической тропы.

В настоящий момент обновлён паспорт экологической тропы, установлены стенды «Схема маршрутов по экологической тропе», «Биоразнообразие» (https://smolevichisad5.schools.by/photoalbum/516006#photo10321566) изготовлен макет экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

     Творческой группой разработаны схемы маршрутов экскурсий, походов по экологической тропе и за её пределами (https://docs.google.com/document/d/12ESYF38wwf8CMtQgJc8GRaY9Olh4q809/edit?usp=sharing&ouid=106933022305703178571&rtpof=true&sd=true)

     Материально-техническое сопровождение на организационном этапе обеспечивалось в основном посредством минусовых фонограмм (прослушивание неречевых звуков: шум дождя, ветра, пение птиц, раскаты грома). Сейчас информационно-технический сектор обеспечивается: интерактивной доской TEXHOBOARD, мультимедийным проектором OPTОMА, бесконтактным сенсорным игровым контроллером Kinest, 4 компьютерами, стереоколонками. Создано единое информационно-образовательное пространство, включающее возможность выхода в интернет по Wi-Fi (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/osnaschennost-obrazovatelnogo-protsessa-v-ramkah-realizatsii-pedagogicheskogo-proekta-ekologicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-sovremennoj-obrazovatelnoj-sredy-1-stend-statsionarnyj-bioraznoobrazie-2-sht-2-stend-statsionarnyj-pe).

     Практика показала, что при использовании ЭОР возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

     Для познавательного развития детей в родительских чатах, на сайте дошкольного учреждения предлагаются интерактивные игры-задания, онлайн-игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воспитания гуманного отношения к объектам природы. Анкетирование законных представителей воспитанников выявило: 100% респондентов считают, что использование электронных средств обучения положительно влияет на развитие их детей.

 

Цель педагогического проекта

         Развитие экологической культуры воспитанников, определяющей их духовную жизнь и поступки посредством современных форм работы в организации образовательного процесса.

 

Задачи педагогического проекта:

использовать формы и средства организации образовательного процесса по формированию основ экологической культуры воспитанников посредством вовлечения каждого воспитанника в активный творческий процесс при организации проектной и исследовательской деятельности;

применять выявленные возможности владения методами, средствами обучения, образовательными технологиями педагогических работников для систематизации презентационного материала;

создать условия педагогам для презентации авторских продуктов: методических материалов, дидактических пособий на методических объединениях, на семинарах-практикумах, мастер-классах, днях открытых дверей;

организовать распространение опыта работы по экологическому образованию дошкольников в печати.

 

Содержание работы участников педагогического проекта

      В период с 2019-2022 года осуществлялась деятельность по выполнению календарного плана реализации основного этапа педагогического проекта. На педагогических советах с 2029-2022 года обсуждались организационные вопросы по реализации педагогического проекта. Определены две старшие группы для участия в реализации педагогического проекта. Издан приказ об организации работы по реализации педагогического проекта в 2020/2021 учебном году от 01.09.2020 № 52-од на основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета  от 21.07.2020 № 284 «Об организации работы по реализации педагогических проектов  в учреждениях образования Минской области в 2020/2021 учебном году», управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома от 31.07.2020 № 326 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Смолевичского района в 2020/2021 учебном году; на основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета  от 02.09.2021 № 412 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Минской области в 2021/2022 учебном году», управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома от 03.09.2021 № 455 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Смолевичского района в 2021/2022 учебном году.

     Повысилась педагогическая компетентность воспитателей дошкольного образования через участие в методических мероприятиях, более активного участия в подготовке экологических мероприятий в учреждении дошкольного образования. Участие в различных семинарах, занятиях творческой группы, получение консультаций в информационно-методическом пункте, работа по самообразованию способствовала развитию презентационных, информационно-коммуникационных компетенций педагогов.

     Благодаря участию родителей в мероприятиях экологической направленности повысился уровень родительской компетентности в экологическом воспитании детей (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/oblastnoj-sotsialno-pedagogicheskij-proekt-veselaja-progulka-vmeste). Работает родительский клуб «Родничок»

 

     В рамках реализации календарного плана на 2021/2022 год педагогического проекта (заключительного этапа) с педагогами осуществлялась следующая деятельность:

Активные формы работы с педагогами:

Круглый стол: «Мы ведём детей в мир природы»

Педагогическая мастерская «Карманная экология дошкольников»

Конкурсы:

«Выставка детских рисунков-напоминалок «С природой не шутите- воду берегите!»

«Семейная сказка экологической направленности»

«Энергомарафон -2021»;

«Сдай макулатуру – спаси дерево!»

«Лёд. Цветы. Фантазия», номинация интерьерное панно «Фантазии флориста»;

Конкурс рисунков «Птицы нашей родины»;

«Конкурс плакатов, рисунков, искусственных гнёзд, фотоальбомов»;

«Лучшая дидактическая игра, дидактическое пособие» (Бизиборд)

«Созидая, не разрушай!»;

Неделя экологии: «Земля под белыми крыльями» (февраль, 2021);

Дни открытых дверей:

 «Мы дружим с природой»;

Анкетирование родителей в начале реализации проекта и на заключительном этапе;

Акции «Собери макулатуру – сохрани- жизнь дереву»;

Акция «Зелёное пополнение»;

Акция «Неделя леса. Заложен фитонцидный мини-парк»;

Акция «Помогите капельке»;

Акция «Марш лягушек»;

Акция «Каждому скворцу- по дворцу».

     Подготовка и участие в этих мероприятиях позволили педагогам повысить профессиональную компетентность в изготовление и использовании средств, оборудования, изготовленного в триаде «Педагог – ребёнок-родители», а у детей – развивать познавательные потребности (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/didakticheskaja-igra-vraschajuschiesja-ekologicheskie-kuby).

     Мы можем констатировать, что процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя познавательный, эмоционально- ценностный и деятельностный компоненты, развитие которых обеспечит им высокий уровень экологической воспитанности.

      Руководитель проекта Садовская Галина Викторовна участвовала
в работе вебинара МОИРО по реализации экологического проекта «Зелёные школы» (23.12.2020).

     Приняли участие в дистанционном экологическом конкурсе «Челендж # Зелёным школам – зелёный свет» (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/obrazovatelnyj-proekt-zelenye-shkoly) организованном ГУО «Минский областной институт образования при поддержке проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», который реализуется Программой развития ООН в Республике Беларусь в партнёрстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь с 15 февраля по 15 марта 2021 года.

     Согласно данным Ресурсного центра на 22.02.2021 года учреждение дошкольного образования включено в образовательный проект «Зелёные школы». Награждены дипломом III степени на основании решения координационного совета от 09.09.2021 года.

     С целью определения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, участников педагогического проекта заместителем заведующего по основной деятельности Садовской Г.В. проводились наблюдения за деятельностью детей в специально организованной и нерегламентированной деятельности.

Оценка результатов реализации педагогического проекта.

      В результате мониторинговой деятельности по итогам реализации педагогического проекта были выявлены положительные показатели сформированности экологической воспитанности детей. Результаты мониторинга говорят о том, что дети сопереживают живому, которое постепенно переходит в желание заботиться о живых существах, дети включаются в совместную экологически ориентированную деятельность со взрослыми. Труд в природе способствует как углублению у детей экологических представлений, так и развитию эмпатии, позволяет дошкольникам увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Воспитатели дошкольного образования старших групп при планировании образовательного процесса с воспитанниками, в рамках образовательного проекта, уделяют внимание интеграции содержания экологического воспитания в повседневной деятельности, включая во все виды детской деятельности, использование интегрированных, комбинированных видов занятий, приобщение родителей к образовательному процессу по экологическому воспитанию. Главным акцентом остаётся пополнение, обновление образовательной развивающей среды.

В ходе реализации педагогического проекта подготовлен:

  • обобщённый презентационный материал «Экология родного края глазами дошкольника»;
  • материалы клуба «Верасок» (приложение 2) (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/zasedanija-kluba-verasok)

                                        

Разработаны конспекты занятий Походы, экскурсии) по экологической направленности (образовательная область «Ребёнок и природа»)

Разработаны материалы общесадового родительского клуба «Верасок».

Обобщён презентационный материал «Экология родного края глазами дошкольника», «Растительный и животный мир экологической тропы дошкольного учреждения».

Изготовлены дидактические игры, направленные на приобщение детей старшего дошкольного возраста к экологически ориентированной деятельности «Как из семечка вырастает дерево», «Корм для животных и другие.

Подготовлен познавательный материал по экологическим объектам

 «Путешествие по экологической тропе» с участием детей старших групп в роли экскурсоводов.

 При реализации педагогического проекта использовались технологии визуализации: аппликационный скрайбинг, интеллект-карты «Экологическая азбука», «Природные сообщества. Луг. Лес»

 

Оценка результатов реализации педагогического проекта

 

Критерии Показатели Способы применения Оценка результатов
1.Экологическая культура воспитанников. Экологическая воспитанность, включающая:

раскрытие универсальной ценности природы, усвоение экологических представлений, пробуждение интереса к природе, развитие эмоций и чувств, формирование социально ценных мотивов отношения к природе.

Мотивация к экологической деятельности Участие в познавательной практической и исследовательской деятельности Достаточный уровень экологической культуры воспитанников
2. Методическая грамотность педагогов в области экономического образования. Умение разрабатывать дидактические и методические материалы по образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования Реализация мультипроектов Высокий уровень: наличие дидактических и методических материалов для организации образовательного процесса

 

Представление результатов реализации педагогического проекта

Представление результатов реализации педагогического проекта в СМИ

Автор Название (тема) публикации Название СМИ Дата публикации
1 Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий «Дошколята-эколята загатавливают корм для зимующих птиц» (от 28.10. 2021 № 83 (5294) Газета «Край Смалявіцкі» https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt                      28.10. 2021 № 83 (5294)
2 Садовская Галина Викторовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

«Экология в кармане» Газета «Край Смалявіцкі»

https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt

                        

26.06. 2021 № 48 (5259)
3 Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий «Как дошколята помогали птицам в жаркое лето»

 

Газета «Край Смалявіцкі»

https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt

 28.08. 2021 № 66 (5277)
4 Садовская Галина Викторовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

«Отель» для насекомых ждёт своих постояльцев» Газета «Край Смалявіцкі»

https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt

 

21.08. 2021 № 64 (5275) 
5 Садовская Галина Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности «Бесконечно можно любоваться маленькими соснами» Газета «Край Смалявіцкі»

https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt

 

30.10. 2021 № 84 (5295) 
6 Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий «Как малышей учат экономии и бережливости» Газета «Край Смалявіцкі»

https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt

15.12. 2021 № 97 (5308)
7

 

Садовская Галина Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности «Птичья столовая»

 

Газета «Край Смалявіцкі»

https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt

 

от 06.01.2022 № 1 (5313)
8 Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий “Птушкі ля кармушкі” Газета “Мінская праўда” 26.01.2022 №6 (15339)
9 Садовская Галина Викторовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

“Паважаць законы прыроды і краіны” Газета «Настаўніцкая” 24.02.2022 № 22 (8662)

 

Представление результатов реализации педагогического проекта
на методических мероприятиях:

Автор Название (тема) выступления Форма и/или название мероприятия Уровень, дата проведения мероприятия
1 Садовская Галина Викторовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

Выступление из опыта работы “Воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников через любовь к природе“ Районные педагогические чтения в секции: современное дошкольное образование: вариативность подходов по развитию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания районный

28.01.2022

2

 

 

 

 

 

 

 

Садовская Галина Викторовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

Выступление из опыта работы по реализации педагогического проекта

 

 

Районная диалоговая

площадка «Педагогический проект: разработка, осуществление, результат»

 

районный

 

10.02.2022

 

 

 

 

 

 

3.

Творческая группа

 

 

“Мы ведём детей в мир природы” Методическая неделя

 в учреждении дошкольного образования

Районный

 

(21.02.2022- 26.02.2022)

 

Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта

      Оценка факторов (позитивных, негативных), повлиявших на результаты реализации проекта; перспективы проекта (задачи последующего, в том числе послепроектного, этапа). Приложения дополняют отчет и содержат материалы диагностики, дидактические и методические разработки или их фрагменты. В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки (например, приложение 1).

     В 2021/2022 учебном году работа в рамках реализации педагогического проекта (заключительный этап) будет направлена на разработку авторских продуктов: подготовку обобщённого презентационного материала «Экология родного края глазами дошкольника»; разработка материалов работы родительского клуба «Верасок».

     С воспитанниками, участниками педагогического проекта, планируется проведение экскурсий, походов, мини-экспедиций по микрорайону (озеро Великое, берёзовая роща, луг, парк и др.). Педагоги, участники педагогического проекта, будут представлять педагогические продукты своей деятельности на мероприятиях разного уровня, в средствах массовой информации, на сайте ГУО «Ясли-сад № 5 г.Смолевичи» во вкладке «Педагогический проект. Реализация педагогического проекта».