Общие сведения
Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 5 г.Смолевичи»
Заместитель заведующего по основной деятельности Садовская Галина Викторовна
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возрастав условиях современной образовательной среды»
Сроки реализации: 2019-2022, согласно приказу управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома от 06.09. 2019 года № 644
Участники реализации педагогического проекта:
педагогические работники (приказ от 09 сентября 2019 № 77-од);
воспитанники старших групп.
Социальные партнёры: ГЛХУ «Смолевичский лесхоз», ГУДО «Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского района»
Консультант педагогического проекта: Шатило Ольга Ивановна, старший преподаватель МОИРО
Отчет подготовил: Садовская Г.В., заместитель заведующего
по основной деятельности
06.05.2022
Актуальность педагогического проекта
Актуальность педагогического проекта заключается в его направленности на улучшение образовательной среды, пополнение и обновление развивающей предметной пространственной среды, систематизации представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края посредством организации и проведения мероприятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края, обновление и пополнение материалами и оборудованием тематической площадки «Лесовичок», подготовка презентаций на экологическую тематику, разработка конспектов серии занятий, целевых прогулок, экскурсий, наблюдений, проведение родительских собраний с использованием современных форм, в том числе дистанционных.
На первом этапе (организационном) реализации педагогического проекта к построению предметной пространственной среды в учреждении дошкольного образования были стандартные подходы: центрирование в групповых помещениях, на игровых участках, традиционное оформление экологической тропы.
В настоящий момент обновлён паспорт экологической тропы, установлены стенды «Схема маршрутов по экологической тропе», «Биоразнообразие» (https://smolevichisad5.schools.by/photoalbum/516006#photo10321566) изготовлен макет экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Творческой группой разработаны схемы маршрутов экскурсий, походов по экологической тропе и за её пределами (https://docs.google.com/document/d/12ESYF38wwf8CMtQgJc8GRaY9Olh4q809/edit?usp=sharing&ouid=106933022305703178571&rtpof=true&sd=true)
Материально-техническое сопровождение на организационном этапе обеспечивалось в основном посредством минусовых фонограмм (прослушивание неречевых звуков: шум дождя, ветра, пение птиц, раскаты грома). Сейчас информационно-технический сектор обеспечивается: интерактивной доской TEXHOBOARD, мультимедийным проектором OPTОMА, бесконтактным сенсорным игровым контроллером Kinest, 4 компьютерами, стереоколонками. Создано единое информационно-образовательное пространство, включающее возможность выхода в интернет по Wi-Fi (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/osnaschennost-obrazovatelnogo-protsessa-v-ramkah-realizatsii-pedagogicheskogo-proekta-ekologicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-sovremennoj-obrazovatelnoj-sredy-1-stend-statsionarnyj-bioraznoobrazie-2-sht-2-stend-statsionarnyj-pe).
Практика показала, что при использовании ЭОР возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Для познавательного развития детей в родительских чатах, на сайте дошкольного учреждения предлагаются интерактивные игры-задания, онлайн-игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воспитания гуманного отношения к объектам природы. Анкетирование законных представителей воспитанников выявило: 100% респондентов считают, что использование электронных средств обучения положительно влияет на развитие их детей.
Цель педагогического проекта
Развитие экологической культуры воспитанников, определяющей их духовную жизнь и поступки посредством современных форм работы в организации образовательного процесса.
Задачи педагогического проекта:
использовать формы и средства организации образовательного процесса по формированию основ экологической культуры воспитанников посредством вовлечения каждого воспитанника в активный творческий процесс при организации проектной и исследовательской деятельности;
применять выявленные возможности владения методами, средствами обучения, образовательными технологиями педагогических работников для систематизации презентационного материала;
создать условия педагогам для презентации авторских продуктов: методических материалов, дидактических пособий на методических объединениях, на семинарах-практикумах, мастер-классах, днях открытых дверей;
организовать распространение опыта работы по экологическому образованию дошкольников в печати.
Содержание работы участников педагогического проекта
В период с 2019-2022 года осуществлялась деятельность по выполнению календарного плана реализации основного этапа педагогического проекта. На педагогических советах с 2029-2022 года обсуждались организационные вопросы по реализации педагогического проекта. Определены две старшие группы для участия в реализации педагогического проекта. Издан приказ об организации работы по реализации педагогического проекта в 2020/2021 учебном году от 01.09.2020 № 52-од на основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета от 21.07.2020 № 284 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Минской области в 2020/2021 учебном году», управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома от 31.07.2020 № 326 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Смолевичского района в 2020/2021 учебном году; на основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета от 02.09.2021 № 412 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Минской области в 2021/2022 учебном году», управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома от 03.09.2021 № 455 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Смолевичского района в 2021/2022 учебном году.
Повысилась педагогическая компетентность воспитателей дошкольного образования через участие в методических мероприятиях, более активного участия в подготовке экологических мероприятий в учреждении дошкольного образования. Участие в различных семинарах, занятиях творческой группы, получение консультаций в информационно-методическом пункте, работа по самообразованию способствовала развитию презентационных, информационно-коммуникационных компетенций педагогов.
Благодаря участию родителей в мероприятиях экологической направленности повысился уровень родительской компетентности в экологическом воспитании детей (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/oblastnoj-sotsialno-pedagogicheskij-proekt-veselaja-progulka-vmeste). Работает родительский клуб «Родничок»
В рамках реализации календарного плана на 2021/2022 год педагогического проекта (заключительного этапа) с педагогами осуществлялась следующая деятельность:
Активные формы работы с педагогами:
Круглый стол: «Мы ведём детей в мир природы»
Педагогическая мастерская «Карманная экология дошкольников»
Конкурсы:
«Выставка детских рисунков-напоминалок «С природой не шутите- воду берегите!»
«Семейная сказка экологической направленности»
«Энергомарафон -2021»;
«Сдай макулатуру – спаси дерево!»
«Лёд. Цветы. Фантазия», номинация интерьерное панно «Фантазии флориста»;
Конкурс рисунков «Птицы нашей родины»;
«Конкурс плакатов, рисунков, искусственных гнёзд, фотоальбомов»;
«Лучшая дидактическая игра, дидактическое пособие» (Бизиборд)
«Созидая, не разрушай!»;
Неделя экологии: «Земля под белыми крыльями» (февраль, 2021);
Дни открытых дверей:
«Мы дружим с природой»;
Анкетирование родителей в начале реализации проекта и на заключительном этапе;
Акции «Собери макулатуру – сохрани- жизнь дереву»;
Акция «Зелёное пополнение»;
Акция «Неделя леса. Заложен фитонцидный мини-парк»;
Акция «Помогите капельке»;
Акция «Марш лягушек»;
Акция «Каждому скворцу- по дворцу».
Подготовка и участие в этих мероприятиях позволили педагогам повысить профессиональную компетентность в изготовление и использовании средств, оборудования, изготовленного в триаде «Педагог – ребёнок-родители», а у детей – развивать познавательные потребности (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/didakticheskaja-igra-vraschajuschiesja-ekologicheskie-kuby).
Мы можем констатировать, что процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя познавательный, эмоционально- ценностный и деятельностный компоненты, развитие которых обеспечит им высокий уровень экологической воспитанности.
Руководитель проекта Садовская Галина Викторовна участвовала
в работе вебинара МОИРО по реализации экологического проекта «Зелёные школы» (23.12.2020).
Приняли участие в дистанционном экологическом конкурсе «Челендж # Зелёным школам – зелёный свет» (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/obrazovatelnyj-proekt-zelenye-shkoly) организованном ГУО «Минский областной институт образования при поддержке проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», который реализуется Программой развития ООН в Республике Беларусь в партнёрстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь с 15 февраля по 15 марта 2021 года.
Согласно данным Ресурсного центра на 22.02.2021 года учреждение дошкольного образования включено в образовательный проект «Зелёные школы». Награждены дипломом III степени на основании решения координационного совета от 09.09.2021 года.
С целью определения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, участников педагогического проекта заместителем заведующего по основной деятельности Садовской Г.В. проводились наблюдения за деятельностью детей в специально организованной и нерегламентированной деятельности.
Оценка результатов реализации педагогического проекта.
В результате мониторинговой деятельности по итогам реализации педагогического проекта были выявлены положительные показатели сформированности экологической воспитанности детей. Результаты мониторинга говорят о том, что дети сопереживают живому, которое постепенно переходит в желание заботиться о живых существах, дети включаются в совместную экологически ориентированную деятельность со взрослыми. Труд в природе способствует как углублению у детей экологических представлений, так и развитию эмпатии, позволяет дошкольникам увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Воспитатели дошкольного образования старших групп при планировании образовательного процесса с воспитанниками, в рамках образовательного проекта, уделяют внимание интеграции содержания экологического воспитания в повседневной деятельности, включая во все виды детской деятельности, использование интегрированных, комбинированных видов занятий, приобщение родителей к образовательному процессу по экологическому воспитанию. Главным акцентом остаётся пополнение, обновление образовательной развивающей среды.
В ходе реализации педагогического проекта подготовлен:
- обобщённый презентационный материал «Экология родного края глазами дошкольника»;
- материалы клуба «Верасок» (приложение 2) (https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/zasedanija-kluba-verasok)
Разработаны конспекты занятий Походы, экскурсии) по экологической направленности (образовательная область «Ребёнок и природа»)
Разработаны материалы общесадового родительского клуба «Верасок».
Обобщён презентационный материал «Экология родного края глазами дошкольника», «Растительный и животный мир экологической тропы дошкольного учреждения».
Изготовлены дидактические игры, направленные на приобщение детей старшего дошкольного возраста к экологически ориентированной деятельности «Как из семечка вырастает дерево», «Корм для животных и другие.
Подготовлен познавательный материал по экологическим объектам
«Путешествие по экологической тропе» с участием детей старших групп в роли экскурсоводов.
При реализации педагогического проекта использовались технологии визуализации: аппликационный скрайбинг, интеллект-карты «Экологическая азбука», «Природные сообщества. Луг. Лес»
Оценка результатов реализации педагогического проекта
Критерии | Показатели | Способы применения | Оценка результатов |
1.Экологическая культура воспитанников. Экологическая воспитанность, включающая:
раскрытие универсальной ценности природы, усвоение экологических представлений, пробуждение интереса к природе, развитие эмоций и чувств, формирование социально ценных мотивов отношения к природе. |
Мотивация к экологической деятельности | Участие в познавательной практической и исследовательской деятельности | Достаточный уровень экологической культуры воспитанников |
2. Методическая грамотность педагогов в области экономического образования. | Умение разрабатывать дидактические и методические материалы по образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования | Реализация мультипроектов | Высокий уровень: наличие дидактических и методических материалов для организации образовательного процесса |
Представление результатов реализации педагогического проекта
Представление результатов реализации педагогического проекта в СМИ
№ | Автор | Название (тема) публикации | Название СМИ | Дата публикации |
1 | Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий | «Дошколята-эколята загатавливают корм для зимующих птиц» (от 28.10. 2021 № 83 (5294) | Газета «Край Смалявіцкі» https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt | 28.10. 2021 № 83 (5294) |
2 | Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего по основной деятельности |
«Экология в кармане» | Газета «Край Смалявіцкі»
https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt
|
26.06. 2021 № 48 (5259) |
3 | Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий | «Как дошколята помогали птицам в жаркое лето»
|
Газета «Край Смалявіцкі»
https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt |
28.08. 2021 № 66 (5277) |
4 | Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего по основной деятельности |
«Отель» для насекомых ждёт своих постояльцев» | Газета «Край Смалявіцкі»
https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt
|
21.08. 2021 № 64 (5275) |
5 | Садовская Галина Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности | «Бесконечно можно любоваться маленькими соснами» | Газета «Край Смалявіцкі»
https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt
|
30.10. 2021 № 84 (5295) |
6 | Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий | «Как малышей учат экономии и бережливости» | Газета «Край Смалявіцкі»
https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt |
15.12. 2021 № 97 (5308) |
7
|
Садовская Галина Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности | «Птичья столовая»
|
Газета «Край Смалявіцкі»
https://smolevichi-sad5.schools.by/pages/pedagogicheskij-proekt
|
от 06.01.2022 № 1 (5313) |
8 | Шимкевич Юлия Васильевна, заведующий | “Птушкі ля кармушкі” | Газета “Мінская праўда” | 26.01.2022 №6 (15339) |
9 | Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего по основной деятельности |
“Паважаць законы прыроды і краіны” | Газета «Настаўніцкая” | 24.02.2022 № 22 (8662) |
Представление результатов реализации педагогического проекта
на методических мероприятиях:
№ | Автор | Название (тема) выступления | Форма и/или название мероприятия | Уровень, дата проведения мероприятия |
1 | Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего по основной деятельности |
Выступление из опыта работы “Воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников через любовь к природе“ | Районные педагогические чтения в секции: современное дошкольное образование: вариативность подходов по развитию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания | районный
28.01.2022 |
2
|
Садовская Галина Викторовна,
заместитель заведующего по основной деятельности |
Выступление из опыта работы по реализации педагогического проекта
|
Районная диалоговая
площадка «Педагогический проект: разработка, осуществление, результат»
|
районный
10.02.2022
|
3. |
Творческая группа
|
“Мы ведём детей в мир природы” | Методическая неделя
в учреждении дошкольного образования |
Районный
(21.02.2022- 26.02.2022) |
Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта
Оценка факторов (позитивных, негативных), повлиявших на результаты реализации проекта; перспективы проекта (задачи последующего, в том числе послепроектного, этапа). Приложения дополняют отчет и содержат материалы диагностики, дидактические и методические разработки или их фрагменты. В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки (например, приложение 1).
В 2021/2022 учебном году работа в рамках реализации педагогического проекта (заключительный этап) будет направлена на разработку авторских продуктов: подготовку обобщённого презентационного материала «Экология родного края глазами дошкольника»; разработка материалов работы родительского клуба «Верасок».
С воспитанниками, участниками педагогического проекта, планируется проведение экскурсий, походов, мини-экспедиций по микрорайону (озеро Великое, берёзовая роща, луг, парк и др.). Педагоги, участники педагогического проекта, будут представлять педагогические продукты своей деятельности на мероприятиях разного уровня, в средствах массовой информации, на сайте ГУО «Ясли-сад № 5 г.Смолевичи» во вкладке «Педагогический проект. Реализация педагогического проекта».