Дидактические игры
по вопросам изменения климата
(для старшего дошкольного возраста)
Дидактическая игра «Прогноз погоды»
Задачи:
Формировать:
- Желание оберегать и охранять природу;
- Представления о погодных изменениях в природе;
- Ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру.
Развивать:
- Представления о том, какие погодные явления есть в природе;
- Интерес и любовь ко всему живому;
- Умение работать в коллективе;
- Мелкую моторику рук;
- Память, мышление, внимание, воображение.
Закреплять:
- Знания детей погодных явлениях в природе;
Ход игры:
- вариант:
Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображено погодное явление-дождь, ветер, солнце и др. Ребенок должен подобрать карточку- картинку и расположить ее в нижнем правом углу. Например, нарисован дождь – надо подобрать карточку с изображением дождя. За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Прогноз погоды» получает фишку.
Игра проводится несколько раз.
Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек
- вариант:
Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.
После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого. Фишки в данном варианте не
используются.
Методические указания к игре:
Игра «Прогноз погоды!» способствует воспитанию заботливого и бережного отношения ко всему живому. Формирует экологическую культуру и экологическое сознание детей.
Использование дидактической игры:
В ходе самостоятельной деятельности детей;
В ходе проведения с детьми дошкольного возраста НОД по формированию экологических представлений.
Организация деятельности детей:
Во время использования дидактической игры «Прогноз погоды!» может быть организована деятельность детей, как индивидуального характера, так и с подгруппой детей.
Дидактическая игра: «Какая сегодня погода?»
Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.
Игровые действия: придумывание условных обозначений разных состояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.
Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя рисунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст
определенные сведения.
Планируемые результаты деятельности:
- Дети получат более глубокие знания о временах года и их особенностях;
- На основе полученных знаний дети смогут определять состояние погоды;
- Расширится кругозор детей, способствующий развитию бережного отношения к природе.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисунка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объяснить, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Предложить детям придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Затем, подобрать отдельные картинки или небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Например, объявить, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предлагается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре. Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (солнце и ветер, дождь и тучи и т.д.)
Дидактическая игра: «Ветреная и безветренная погода»
Цель: научить детей определять и доказывать наличие или отсутствие ветра на картинке.
Задачи: объяснить причину выбора.
Игровые действия:
Детям предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Дети раскладывают картинки на группы и по каждой составляют рассказ о том, почему они считают, что изображена названная ими погода.