Цель: создание у обучающихся мотивации к практической деятельности
по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Задачи: формировать представления о природных ресурсах, нужных человеку, и необходимости их разумного использования, умения замечать
и устанавливать взаимосвязи в живой и неживой природе; познакомить детей с понятием “изменение климата” и как изменение климата влияет
на окружающую среду, подвести обучающихся к пониманию того, как мы можем помочь природе и уменьшить негативное влияние на климат, делать простейшие индуктивные и дедуктивные выводы и умозаключения, развивать интерес к скрытым свойствам и качествам явлений природы; воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения, стремление участвовать в охране природы.
Предварительная работа: беседы о загрязнении окружающей среды; разучивание стихов на экологическую тему; просмотр фильмов о планете Земля и отрицательном воздействии загрязнения окружающей среды на живые организмы; участие в природоохранных акциях, квест-перформанс «Построим теремок вместе», серии наблюдений за явлениями в природе, экскурсии, опыты, эксперименты, исследовательская деятельность.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, флешноситель с аудио-
и видеозаписями; фото экскурсии за город Смолевичи; макет Земли (2 шт.), свеча, ёмкости для опыта, контейнеры с саженцами дуба, термометры 2 шт., пакеты плотные с молнией, бейджи разноцветные, конверты разноцветные, карточки для дидактических игр, макет леса; картинки с изображением действий человека по отношению к природе.
Воспитатель (далее В.) Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит коробка. Хотите узнать, что в ней, тогда можно каждому заглянуть туда. Посмотрите
и пока не называйте то, что увидели, подождите пока не посмотрят все.
Дети по очереди заглядывают в коробку, где лежат два макета Земли – уменьшенные объемные модели планеты. Один макет в том виде, который привычен детям, с которым они знакомы, а второй по форме и величине такой же, но в черно-темном варианте.
В.Что вы увидели в коробке? (ответы детей). Действительно, в коробке находятся два макета Земли. Я понимаю, что один макет для вас знаком, он
в зелено-голубых тонах, а вот второй не совсем похож на нашу зелено-голубую планету Земля. Но вы правы, это тоже макет Земли. А почему он такой мы сегодня и узнаем
В. Сегодня мы с вами проведём опыты, которые нам помогут понять почему происходит изменение климата (на столе макет земной поверхности).
Первый опыт. Воспитатель зажигает под белой фаянсовой емкостью свечку. (Белая емкость покрывается копотью.)
– Что появилось на емкости?
– Сажа, копоть.
– Откуда на емкости появилась копоть?
– При горении выделилась сажа.
– Куда улетает грязный воздух?
– Грязный воздух поднимается вверх.
– Да, при горении выделяется сажа, зола, дым, копоть. А представьте, сколько костров горит на всей планете, а если горит свалка, где множество пластиковых бутылок, различных коробочек, целлофановых пакетов, пленки, резиновых шин. А еще дымят машины выхлопными газами. Эти продукты горения особенно ядовиты для воздуха.
Второй опыт. Воспитатель предлагает детям рассмотреть контейнеры
с высаженными одновременно желудями. Один контейнер в виде мини-парника, а второй – с открытым верхом.
– Где быстрее взошли дубки, в мини-парнике или в открытом ящике?
– Быстрее желуди выросли в парнике.
– Скажите, дети, а для чего же нужен парник?
– Солнечный лучик проходит через крышу парника, согревает Землю внутри него, и тепло не убегает из парника, растениям в нем всегда тепло
и достаточно влаги.
В. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран (на экране фото, которые сделаны во время экскурсии за городом Смолевичи; болото, погибающие деревья, а через дорогу вымокшее поле, где низкая пожухлая трава). Когда-то здесь росли крепкие зеленые берёзки, а теперь здесь стоят голые стволы и пни. Помните тот горько-кисловатый запах, который стоял в воздухе. Вот этот запах из загнивающих деревьев в болоте поднимается с воздухом вверх.
Углекислый газ и водяной пар вызывают парниковый эффект. Ученые полагают, что парниковый эффект усиливается, поскольку в атмосферу выбрасывается все больше газов. Газовый колпак задерживает тепло
и возвращает его обратно на Землю.
Посмотрите на глобус, который окружает грязный воздух.
Грязный воздух – это тоже как бы парник, ловушка для тепла. Солнечные лучи должны нагреть нашу Землю, а потом снова уйти в космос. Но грязный плащ нашей планеты не пускает их обратно. Поэтому на Земле, как и в парнике, становится теплее.
Стук в дверь. Входит Экоша. Ребята, я сегодня узнал, что всех вас волнует вопрос изменения климата на планете Земля. И я решил предложить вам посмотреть мультфильм «Почему на Земле тает лёд?» (просмотр мультфильма).
Экоша: теперь вам понятно, что климат постоянно меняется и причиной тому большое количество углекислого газа в атмосфере.
Маша: А откуда берется углекислый газ? И как его сократить?
Экоша: углекислый газ образуется при сжигании топлива, потом растения его поглощают, а через некоторое время превращаются под землей в ископаемое топливо – уголь.
Глеб: Экоша, расскажи, как можно сократить количество углекислого газа?
Экоша: необходимо сократить потребление угля и нефти, использовать солнечную энергию для отопительной системы жилых помещений,
а на заводах на трубы надо установить фильтры.
В. Экоша, может ты нам расскажешь, какой климат был на планете Земля раньше.
Экоша: самый простой способ узнать какой климат был раньше, это можно рассмотреть спилы деревьев. Самые узкие кольца на спиле-это холодный год (на экране демонстрируются силы деревьев). Периоды потепления
и похолодания постоянно чередуются. А было время, когда на Земле жили мамонты, но после ледникового периода из-за того, что им нечего было есть, они погибли. Теперь период межледниковья. Тают ледники, вода в океане нагревается. Это может привести к тому, что исчезнут многие животные. Главным, кто пострадает и уже находится в зоне риска, является белый медведь. Эксперты подчеркивают, что при продолжении роста температуры 42% летнего льда будет исчерпано уже к середине XXI века, и через 75 лет вид (белые медведи) полностью будет потерян.
Экоша: Ребята, давайте проведем эксперимент «Парниковый эффект». У нас есть термометры 2 шт., пакеты плотные с молнией.
Указания к проведению эксперимента: необходимо поместить термометр в пакетик с молнией. Немного раздуем его и закроем молнию. Потом помещаем этот пакет во второй. Полностью раздуем его и застегнём. Далее помещаем пакетики на 20 минут в такое место, чтобы на них попадали солнечные лучи. Помещаем второй термометр рядом с пакетиком. Проверяем показания на обоих термометрах, отмечаем в схеме наблюдения.
Вывод: термометр, который находится в пакетиках, показывает большую температуру?
Далее помещаем пакетики в прохладное место, защищённое от света место. Через 20 минут проверяем показания. Термометр, который находился
в пакетиках, все ещё показывает температуру выше, чем второй термометр?
Показания термометра в пакетиках выше, чем у второго термометра.
Вывод: воздух внутри этих двух пакетиков похож на атмосферу Земли:
он нагревается под воздействием солнечного тепла. Это влияние и есть парниковый эффект. В результате нагревания воздуха температура на поверхности Земли повышается. Если бы температура была низкой, то ничто живое не смогло бы существовать на планете. Но в настоящее время люди стали сжигать слишком много ископаемого топлива, что усиливает парниковый эффект. Это приводит к повышению температуры атмосферы,
и в свою очередь негативно сказывается на окружающей среде.
Упражнение «Собери пазл».
Цель: актуализация представлений о причинах изменения климата и развитие умения работать в подгруппах.
В. Ребята, предлагаю вам объединиться в подгруппы по цвету вашего бейджа и подойти к столам, на которых лежат конверты соответствующего цвета. Вам необходимо, работая в команде, собрать пазл-картинку и рассказать о том, какое изображение вы собрали и какой вред нашей планете несёт то, что изображено на картинке.
Дети складывают разрезанные карточки с изображением объектов, символизирующих промышленность (фабрика и завод), транспорт (машина, поезд, самолет), энергетику (лампочка, батарея отопления), сельское хозяйство (засеянное поле и скотный двор).
В. А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось (обращается к первой подгруппе). Что изображено на вашей карточке? (Ответ: фабрика, завод).
В. Ребята, как вы считаете, какой вред наносят промышленные предприятия? (ответы детей: дымят трубы заводов, сбрасывают отходы в водоёмы…).
В. Действительно, заводы и фабрики загрязняют воздух, выбрасывая в него вредные вещества.
Воспитатель обращается ко второй подгруппе: что получилось у вас, когда вы сложили карточку? (машина, поезд, самолет). Как можно назвать одним предложением? (Ответ: использование транспорта приводит к потреблению топлива и выбросам выхлопных газов.
Воспитатель обращается к третьей подгруппе: что изображено на вашей карточке (лампочка, радиатор отопления жилья). Что по – вашему могут символизировать эти изображения? (ответ: это энергия). Больше парниковых газов образуется при сжигании топлива для производства энергии, которую используют для освещения, отопления, для работы электроприборов.
Воспитатель обращается к четвёртой подгруппе: что изображено на вашей карточке? (поле, трактор, коровы, лошади). Все это символизирует сельское хозяйство. Чем же оно может навредить климату?
В. Оказывается, что парниковые газы выбрасываются в атмосферу и при обработке земли, производстве удобрений, работе сельскохозяйственной техники.
В. Ребята, встречайте гостей. К нам пришли «Друзья природы» (Таня и Саша) из группы дошкольного лесничества.
Друзья природы (Саша): мы точно знаем, что парниковому эффекту способствует не только увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу, но и вырубка деревьев, уничтожение по разным причинам лесов, которые эти газы поглощают. Поэтому очень важно беречь леса!
В. Народная мудрость нам говорит: «Много леса-не губи, мало леса-береги, нет леса-посади!»
В. Друзья природы, может вы нам подскажете, почему один макет планеты Земля темного цвета, как в дымке? Что это значит?
Друзья природы (Таня): макет планеты Земля изготовлен в таком цвете потому, чтобы показать, как тяжело нашей планете Земля, что существует много причин, в которых виноват человек. И одна из причин – вырубка леса.
Друзья природы (Саша): вырубленные деревья выделяют накопленный ими углерод. Поскольку леса поглощают углекислый газ, их уничтожение также ограничивает способность природы удерживать выбросы от попадания
в атмосферу.
В. Ребята, так значит, чтобы помочь нашей планете Земля надо высаживать больше деревьев. Мы в своей группе, начиная с октября месяца, занимались выращиванием деревьев из семечки (дубки), весной посадили их саженцы
в землю на экологической тропе, значит этим мы помогаем нашей планете дышать.
Физкультминутка.
Руки подняли, ими качаем —
(Поднять руки вверх, покачивать ими.)
Это деревья в лесу.
(Плавно опустить руки вниз.)
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
(Согнуть руки, встряхнуть кистями.)
В стороны руки, плавно помашем, —
Это к нам птицы летят.
(Развести руки в стороны, имитировать взмахи крыльев.)
Как они сядут, тоже покажем, —
Крылья сложили назад.
(Присесть, руки назад.)
Встали, вздохнули, вверх потянулись, —
(Встать, руки вверх, потянуться, глубокий вдох.)
Это деревья растут.
(Опустить руки вниз, выдох.)
За руки взялись, друзьям улыбнулись,
Вместе нам весело тут!
Экоша: Ребята, предлагаю поиграть (игры на выбор).
Дидактическая игра “Деревья – наши друзья” с использованием макета «Лес»
Цель: формирование представлений о деревьях (классификация деревьев: лиственные, хвойные, фруктовые), умение называть деревья по внешнему виду, листьям, плодам (карточки).
Дидактическая игра «Какая сегодня погода?»
Цель: формирование умений обозначать знаками разные состояния осенней погоды.
Игровые действия: придумывание условных обозначений разных состояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.
Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя рисунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст
определенные сведения.
Планируемые результаты деятельности: дети получат более глубокие знания о временах года и их особенностях; на основе полученных знаний дети смогут определять состояние погоды; расширится кругозор детей, способствующий развитию береж-ного отношения к природе.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисунка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объяснить, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Предложить детям придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Затем, подобрать отдельные картинки или небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Например, объявить, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предлагается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре. Игру можно усложнить: изобразить 2-3
значка на одной карточке (солнце и ветер, дождь и тучи и т.д.)
Экоша: Ребята, а какие изменения климата в Беларуси вы уже заметили?
(ответы детей: чаще стали встречаться неблагоприятные явления погоды: усилились не только паводки, но в летние месяцы и засухи; в засушливые периоды по всей стране увеличилось количество пожаров в лесах и на торфяниках; изменения в температурном режиме и влажности тянут за собой рост популяции вредных и небезопасных для человека насекомых (комаров клещей), которые также являются переносчиками опасных заболеваний).
Экоша: вы все верно говорите. Но казалось бы средняя температура возросла на 1,1 градуса, уменьшилось количество дней без морозов, этим улучшились условия для выращивания растений. Но в то же время чаще стали встречаться майские и июньские заморозки, что приводит к уменьшению объёмов выращивания льна, традиционной культуры для Беларуси. В. Ребята, мы говорили сегодня о том, что у планеты Земля высокая температура, о том, что может случится беда и ледники, многие животные
и растения могут погибнуть. А мы можем повлиять на изменение климата?
(Ответы детей: да, но тогда мы должны использовать энергоэффективную бытовую технику (класс А, А++); улучшать теплоизоляцию своего жилья (замена и утепление окон, входных дверей, стен, пола, оборудование радиаторов с регуляторами мощности; чаще использовать велосипеды
и общественный транспорт; мы должны сортировать мусор, не сжигать траву, поливать растения в цветниках, не портить кору деревьев, беречь воду, использовать товары, которые сделаны с помощью экологических технологий или вторсырья).
В. Молодцы! А можем ли мы взаимодействовать со взрослыми (подсказать взрослым) по вопросу влияния человека на изменения климата?
(Ответы детей: готовить и раздавать взрослым листовки по предотвращению выбросов парниковых газов, засорению водоёмов, по охране атмосферного воздуха, не мусорить).
В. Правильно, участвовать в природоохранных акциях.
В. Ребята, мы должны поблагодарить всех гостей за участие в проведении занятия. Вам было сегодня интересно на занятии? Что вам запомнилось? Что вас заинтересовало больше всего? А может кому – то и не понравилось? Подойдите, пожалуйста к интерактивной доске и отметьте свои впечатления
в определенном цвете и привычным для вас способом.
Звучит песенка Фортуны «Парниковый эффект».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОЫ
Дурейко Л.И.,Г.Д.Лосева, Т.Ю.Юркевич Экология и здоровье : 2-ое издание / Минск: Белорусская Энциклопедя имени Петруся Бровки, 2013.-383
Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н.Казаручик.- Минск : Нац. ин-т образования, 2014.- 71 с.
Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ Л.К.
Николаева, С.В. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез.
Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, Минск: Зорны верасень, 2007.- 80 с.
Смолер, Е.И. Образовательный проект «Зелёные школы» в учреждениях дошкольного образования: учебно-методическое пособие (с электронным приложением) / Е.И.Смолер.- Минск : БГПУ, 2019.- 88 с.
Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь.- Минск: НИО, 2023.-380 с.