Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

  С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

    Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

     Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

    Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

     Для того чтобы обеспечить полноценное познавательное развитие дошкольника в учреждении дошкольного образования проводиться работа по образовательным областям «Элементарные математические представления» и «Ребёнок и природа».

Согласно учебного плана на специально организованные занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» во второй младшей группе отводиться 0,5 учебных часа в неделю, в средней и старшей по 1 учебному часу. В 1-ой младшей группе специально организованная деятельность не предусмотрена, но работа по этой образовательной области проводиться с воспитанниками в нерегламентированной деятельности.

Принципы обучения математике дошкольников:

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Методы ФЭМП

Словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

Наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

Практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

Особенности практического метода:

выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объемный и плоскостной;

специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

новый наглядный материал лучше показать детям заранее…

Требования к самодельному наглядному материалу:

гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

эстетичность;

реальность;

разнообразие;

однородность;

прочность;

логическая связанность (заяц – морковь, белка – шишка и т. п.);

достаточное количество.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель – ребенок.

Требования к речи воспитателя:

– эмоциональная;

– грамотная;

– доступная;

– четкая;

– достаточно громкая;

– приветливая;

– в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

– в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

– грамотная;

– понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

– с нужными математическими терминами;

– достаточно громкая…

Приемы ФЭМП

Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

Вопросы к детям.

Словесные отчеты детей.

Предметно-практические и умственные действия.

Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

– точность, конкретность, лаконизм;

– логическая последовательность;

– разнообразие формулировок;

– небольшое, но достаточное количество;

– избегать подсказывающих вопросов;

– умело пользоваться дополнительными вопросами;

– давать детям время на обдумывание…

Требования к ответам детей:

– краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

– на поставленный вопрос;

– самостоятельные и осознанные;

– точные, ясные;

– достаточно громкие;

– грамматически правильные…

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших – можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)

Средства ФЭМП

Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счет­ная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

Комплекты дидактического наглядного материала (игруш­ки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

Литература (методические пособия для воспитателей, сбор­ники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…

Учебной программой дошкольного образования предусмотрена работа с воспитанниками по нескольким разделам:

Количество и счет,

Величина,

Геометрические фигуры и формы предметов,

Пространство,

Время.

Работа по этим разделам проводиться в учреждении дошкольного образования во всех возрастных группах и осуществляется через технологию алгоритмизации процесса предматематического развития ребёнка дошкольного возраста, которую можно определить как четкую, научно обоснованную  логическую последовательность этапов, действий, правил, форм решения педагогом задач образовательной области «Элементарные математические представления». Цель работы во всех возрастных группах: формирование интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математике.

 

Используемые источники:

Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин­т образования, 2012. – 416 с.

В помощь организаторам педагогического процесса: Пособ. Для руководителей дошк. Учреждений/ Авт.-сост. Е.Н. Радлинская. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. –(45с.  –(Серия «Управление дошкольным образованием».)