Современная образовательная среда: от моделирования к проектированию воспитательного пространства в учреждениях образования

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

Современная образовательная среда:

от моделирования к проектированию

воспитательного пространства

в учреждениях образования

Номинация «Инновационный (педагогический)

опыт работы по гражданско- патриотическому

воспитанию дошкольников

средствами эколого-биологической деятельности»

          

                                                         Автор: Шимкевич Юлия Васильевна,

                                                         руководитель объединения по интересам

                                                         «Зеленый дом»

                                              Смолевичи, 2024

Цель: формирование у детей дошкольного возраста высокой  восприимчивости к сведениям о мире природы, воспитание основ культуры
в области охраны окружающей среды и природопользования; совершенствование методической компетентности  педагогических работников.

 Задачи:

  • систематизировать знания о природе родного края; развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы, чувство радости от единения с природой родного края;
  • углублять представления о целостности и уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живёт; привлечение
    к природоохранному делу посредством участия в акциях, экскурсиях
  • и других мероприятиях учреждения дошкольного образования, города Смолевичи;
  • воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
  • воспитывать ответственность за состояние природы родного края,
     во взаимодействии с родителями.

Для реализации педагогического деятельности по гражданско-патриотическому  воспитанию  дошкольников средствами эколого-биологической деятельности используется трёхблочная «сборная» модель.
В соответствии с этой «сборной» моделью образовательный процесс
в учреждении дошкольного образования  на три составляющих блока:

  • специально организованная деятельность (занятия, игра): содержание организуется по образовательной области «Ребёнок и природа»,
    в объединении по интересам «……..»  (содержание образовательных услуг сверх базового компонента);
  • совместная взросло-детская (партнёрская) деятельность: содержание организуется комплексно-тематическое;
  • свободная самостоятельная деятельность детей: содержание организуется в соответствии с видами нерегламентированной детской деятельности.

Гармоничное сочетание трёх указанных форм позволяет педагогам, с одной стороны, осуществлять проблематизацию и обучение детей, обогащающие процессы  их развития, а с другой  стороны – организовать для детей экологическое пространство  свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации. Гражданско-патриотическое , экологическое образование не является изолированным направлением дошкольного учреждения. Оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться 
к экологизации образовательного процесса во взаимодействии с родителями.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, мы используем
и  нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную
и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Наши воспитанники знают, в какой стране они живут, чем наше государство  отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края,
о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Ярким проявлением   патриотизма является  любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей
 с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь
и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

          Экологическое воспитание детей дошкольного возраста  предусматривает расширение и углубление экологических представлений детей, развитие у них эмоционально-ценностного  отношения к природе, формирование мотивов,
а также умений экологически целесообразной деятельности.
Для дошкольников исследовать окружающий мир – интереснейшее из всех занятий. Мир открывается ребенку через опыт его личных  ощущений переживаний. Подобно путешествию первооткрывателя, ребенок шаг
за шагом узнает все новое в своем окружении  Детские глаза  полны любознательности, они ожидают чего-то необычного, чудесного, может быть, волшебства. Эффективным методом  познания  закономерностей и явлений  окружающего мира  является метод экспериментирования. Важны в познании окружающего мира и детские опыты важны для развития ребенка, учат самостоятельно принимать решения и делать выводы. Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной.

Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей
в представлении исследователя.  Опыт  может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед ребенком («учёным») – «вилка» возможных исходов.  Исследование подразумевает выдвижение гипотез
и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.  Дети по своей природе исследователи. Им нравится открывать новое, делать выводы, проводить эксперименты, опыты. Но перед педагогами, родителями часто стоит вопрос: как сделать этот процесс приятным и полезным?
Как не навредить, а заинтересовать?

 Осваивая экологические знания, ребёнок начинает понимать необходимость экологически правильного отношения к природе. Через познание природы происходит обогащение духовного мира дошкольников, развитие их эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств. Только гармонично развитая личность  сможет жить в гармонии с собой, обществом, природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

 

 

СЮРПРИЗЫ НА ЗЕМЛЕ

(Изменение климата)

Экологическое развлечение

с участием детей

объединения по интересам «Зелёный дом»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

Задачи:

  • формировать умения и навыки разнообразной деятельности в природе;
  • развивать стремление и навыки активного участия в охране природы;
  • воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Материал и оборудование:

  • глобус, конверт с телеграммой; разрезанные карточки с изображением фабрики и завода, транспорта, лампочки и батареи отопления, засеянного поля и скотного двора;
  • макеты контейнеров для раздельного сбора мусора синего, зелёного, жёлтого, серого цветов, карточки с изображением предметов из различных материалов;
  • карточки зелёного и красного цветов, чёрно-белые рисунки с изображением города и сельской местности, листы бумаги с изображением футболки, цветные карандаши — по количеству детей.

 

Предварительная работа: проведение цикла занятий по экологическому воспитанию.

Словарь: климат, парниковый эффект, парниковые газы, промышленность.

Ход проведения экологического развлечения

Воспитатель (В.) (покрутив глобус). Ребята, посмотрите, что у меня
в руках? (Глобус.) А что такое глобус? (Ответы детей.) Верно, глобус — это уменьшенная во много раз модель планеты, на которой мы живем.

Как она называется? (Земля.) Земля расположена в космосе среди других планет. Подрастая, вы будете всё больше и больше узнавать о ней. Может быть кто-то из вас даже станет космонавтом и сможет полюбоваться Землёй из космоса!

А сегодня, к сожалению, мы получили тревожное сообщение
от учёных (зачитывает телеграмму):

«Дорогие друзья! Беда! Наша планета болеет! У неё высокая температура! Климат резко меняется! Земля в опасности! Просим помочь нам!»

Ребята, нас просят о помощи. Вы готовы? (Ответы детей.) Тогда давайте разбираться во всём по порядку.

Знаете ли вы, что такое климат? (Ответы детей.) Климатом называют погоду (температуру, осадки, ветер и другие явления), которая бывает в одной местности на протяжении длительного времени.

Растения, животные и люди привыкают к климату, который наблюдается на их территории, поэтому если он по каким-то причинам меняется, то всем становится тяжело. Сейчас климат резко меняется на всей планете. Температура растёт. Поэтому, на Северном полюсе тают льды, а у нас становится так жарко, что уже летом можно выращивать арбузы, которые раньше росли только в южных краях.

Однако, у людей ещё есть шанс спасти планету. Предлагаю нам всем почувствовать себя настоящими учёными и узнать, как же помочь Земле.
И сначала давайте выясним, в чём же причина повышенной температуры
у нашей планеты?

 

Зачитывает информацию из телеграммы:

«Основной причиной потепления климата является парниковый эффект. Как он образуется? Солнце нагревает Землю, одновременно и Земля отдаёт своё тепло. Парниковые газы у поверхности Земли частично удерживают тепло, которое отдаёт наша планета. Если бы их совсем не было, то всё тепло уходило бы в космос, Земля остывала и было бы очень холодно. Однако слишком большое скопление парниковых газов приводит к увеличению температуры на Земле». Так в чём же причина потепления климата? Что мы узнали из сообщения? (Ответы детей.) Предлагаю выяснить, отчего увеличивается количество парниковых газов.

Дети делятся на 4 подгруппы, складывают разрезанные карточки с изображением объектов, символизирующих промышленность (фабрика и завод), транспорт (машина, поезд и самолёт), энергетику (лампочка и батарея отопления), сельское хозяйство (засеянное поле и скотный двор).

В. Посмотрим, что у нас получилось. (Обращается к первой подгруппе.) Что изображено на вашей карточке? (Фабрика, завод.) Ребята, как вы считаете, какой вред наносят промышленные предприятия? (Ответы детей.) Действительно, заводы и фабрики загрязняют воздух, выбрасывая в него вредные вещества.

Посмотрим, что ещё вредит нашей планете. (Обращается ко второй подгруппе.) Что получилось у вас, когда вы сложили карточку? (Машина, поезд, самолёт.) Как можно назвать всё это одним словом? (Транспорт.) Использование транспорта приводит к потреблению топлива и выбросам выхлопных газов.

Следующая причина изменения климата. (Обращается к третьей подгруппе.) Что изображено на вашей карточке? (Лампочка, батарея отопления.) Что, по-вашему, могут символизировать эти изображения? О

бережном отношении к чему мы с вами уже разговаривали на наших занятиях? (О энергии.)

Правильно! Это энергия. Больше всего парниковых газов образуется при сжигания топлива для производства энергии, которую используют для освещения, отопления, работы электроприборов.

Что же выяснила четвёртая группа «учёных»? (Обращается к четвёртой подгруппе.) Что изображено на вашей карточке? (Поле, трактор, коровы, лошади, овечки.) Поля, домашние животные, техника (трактора, комбайны) — всё это символизирует сельское хозяйство. Чем же оно может навредить климату?

Оказывается, парниковые газы выбрасываются и при обработке земли, производстве удобрений, работе сельскохозяйственной техники.

Кроме этого, парниковому эффекту способствует не только увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу, но и вырубка деревьев, которые эти газы поглощают.

Поэтому очень важно беречь леса! Народная мудрость нам говорит: «Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади».

Физкультминутка

Руки подняли, ими качаем —

(Поднять руки вверх, покачивать ими.)

Это деревья в лесу.

(Плавно опустить руки вниз.)

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

(Согнуть руки, встряхнуть кистями.)

В стороны руки, плавно помашем, —

Это к нам птицы летят.

(Развести руки в стороны, имитировать взмахи крыльев.)

Как они сядут, тоже покажем, —

Крылья сложили назад.

(Присесть, руки назад.)

Встали, вздохнули, вверх потянулись, —

(Встать, руки вверх, потянуться, глубокий вдох.)

Это деревья растут.

(Опустить руки вниз, выдох.)

За руки взялись, друзьям улыбнулись,

Вместе нам весело тут!

(Взяться за руки, улыбнуться друг другу.)

Как вы уже поняли, многие действия людей вредны для природы, а, значит, и для климата. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку чёрно-белые рисунки с изображением города и сельской местности.)

На этих рисунках обведите кружком то, что, по-вашему мнению, может быть причиной загрязнения природы. (Дети выполняют задание, затем обсуждают его результаты.)

Сегодня почти всё, что необходимо людям в повседневной жизни, изготавливается с использованием энергии и приводит к выбросам парниковых газов.

Каждый продукт, прежде чем попасть на прилавки магазинов, проходит долгий путь изготовления на фабриках и заводах, а в конце концов оказывается на свалке, где он разлагается или сжигается, тоже выбрасывая в воздух парниковые газы. А ведь количество этих газов можно уменьшить, следуя простым правилам. Каким?

Давайте подумаем вместе. Что нужно делать с отходами, чтобы они не наносили вред природе? (Сортировать, выбрасывать в правильные контейнеры, перерабатывать, использовать повторно.)

Правильно! Давайте вместе вспомним, в какой контейнер нужно выбрасывать тот или иной мусор при его сортировке.

Дети делятся на четыре подгруппы в соответствии с цветами контейнеров для раздельного сбора мусора (синий контейнер для сбора стекла, зелёный — бумаги, жёлтый — пластика, серый — бытовых отходов).

Воспитатель раздаёт каждой подгруппе макет одного из контейнеров и карточки с изображением предметов из различных материалов. Из всех предметов детям нужно выбрать только те, которые необходимо выбрасывать в контейнер их цвета. После выполнения задания каждая подгруппа объясняет свой выбор.

 

В. Как быстро и правильно вы справились с заданием! Такими полезными знаниями обязательно нужно делиться. Предлагаю вам сегодня вечером рассказать своим родным, какую помощь можно оказать нашей планете, если сортировать мусор.

Люди во всём мире прилагают совместные усилия для спасения климата на Земле, над этим вопросом работают большие организации и объединения стран. Но каждый из нас тоже может помочь природе, если изменит своё поведение. Ваши мнения и поступки очень важны!

Сейчас я буду называть вам действия человека, если вы считаете их правильными и приносящими пользу Земле, то поднимайте зелёную карточку, если наносящими вред нашей планете — красную.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одной карточке зелёного и красного цветов, называет утверждения, дети делают свой выбор и поясняют его:

  • утеплить своё жильё: заменить или утеплить окна, двери, стены, пол. (Зелёная.)
  • выбрасывать мусор в неположенных местах. (Красная.)
  • использовать больше обогревательных приборов. (Красная.)
  • садить деревья. (Зелёная.)
  • использовать дома больше светильников, люстр, ламп и других источников света. (Красная.)
  • заменить старые лампочки на энергосберегающие. (Зелёная.)
  • чаще пользоваться различными видами транспорта. (Красная.)
  • сортировать отходы. (Зелёная.)
  • больше ходить пешком, ездить на велосипеде. (Зелёная.)

В. Молодцы! Вы справились с заданием. Вас теперь можно назвать настоящими экспертами в вопросах охраны окружающей среды.

Сегодня мы выяснили, что угрожает Земле и как ей можно помочь. Очень важно, чтобы как можно больше людей тоже узнали об этом. Давайте представим, что из «учёных» вы превратились в «модельеров» одежды.

Воспитатель раздаёт детям листы бумаги с изображением футболки и цветные карандаши.

В. Я предлагаю нарисовать на футболке то, что вам сегодня запомнилось больше всего и что хотелось бы рассказать другим.

После выполнения задания организуется выставка рисунков.

В. Хорошая работа! Такая коллекция достойна наград! И лучшей из них для нас станет то, что каждый человек, увидев наши футболки, задумается, не наносит ли он вред природе, и сделает всё возможное, чтобы остановить это, ведь природа — наш общий дом и она может многому нас научить.

Давайте учиться у природы!

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Литература:

Воронецкая, Л.Н. Маленькие патриоты большой страны: организация работы по патриотическому воспитанию детей от 3до 5 лет. В 2 частях: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Л.Н.Воронецкая – Мозырь: Выснова, 2022. -71 (1), 138 (2).

Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н.Казаручик.- Минск : Нац. ин-т образования, 2014.- 71 с.

Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ Л.К.

Николаева, С.В. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез

Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, Минск: Зорны верасень, 2007.- 80 с.

Смолер, Е.И. Образовательный проект «Зелёные школы» в учреждениях дошкольного образования : учебно-методическое пособиме (с электронным приложением) / Е.И.Смолер.- Минск : БГПУ,  2019.- 88 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТИКИ

(Изменение климата)

Рекомендации законным представителям

(родителям)детей, которые обучаются в

объединении по интересам «Зелёный дом»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

По мере того, как мы, взрослые, видим антропогенное воздействие на окружающую среду, мы понимаем, что можем изменить свои привычки или стать более ответственными перед растущим поколением.

 

Итак, как говорить с детьми о климате. Вот несколько советов:

  • разговаривайте с детьми на эту тему на свежем воздухе, на природе, укрепляя отношения с окружающей средой;
  • привычки формируются обычно к девяти годам, поэтому как можно раньше приучите детей выключать свет, чтобы экономить электроэнергию, разделять мусор и использовать меньше пластика;
  • более сложные климатические темы с детьми рекомендуется обсуждать после девяти лет. Психологи предлагают использовать в разговоре образ «одеяла», который защищает Землю спасительным слоем и поддерживает правильную температуру. Изменение климата, вызванное большими выбросами парниковых газов, создает больше одеял, и, как следствие, планете становится слишком горячо;
  • говоря о климатическом кризисе, не допускайте излишней эмоциональности, чтобы не вызвать страхи у детей. Наоборот, рассказывайте, что может сделать человек, чтобы предотвратить появляющиеся проблемы;
  • рассказывая детям об изменении климата, важно обращать внимание на решение проблем. Дети должны понимать, что над этой темой работают ученые во всем мире, а также и то, что обычные граждане могут оказать в этом существенную помощь.

Привлеките детей к совместным действиям – уберите вместе мусор с берега реки, покажите, что можно стирать белье на пониженной температуре, или, обратите внимание на то, что ваша машина не работает на холостом ходу, ожидая членов семьи на парковке .

Интересные идеи? Попробуйте воплотить их в жизнь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА.

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ

С ПРИЧИНАМИ И ПОСЛЕДСТВИЯМИ

 

План – конспект занятия в объединении

по интересам «Зелёный дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

 

 

Цель: познакомить обучающихся с изменениями климата, их причинами и последствиями.

 

Задачи:

  • Формировать представления об изменении климата и его причинах, о том, как изменение климата влияет на жизнь людей и природу.
  • Развивать представления о мерах, которые принимаются для борьбы с изменением климата.
  • Развивать познавательный интерес, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

 

Ход занятия.

Приветствие.

Введение темы занятия.

Объяснение целей и задач занятия.

Основная часть.

  1. Что такое климат? – Дать определение понятию “климат”. – Рассказать о различных типах климата. – Показать картинки с изображением различных климатических зон.
  2. Причины изменения климата:

Раскрыть причины изменения климата, такие как глобальное потепление. – Объяснить, как деятельность человека влияет на изменение климата.

  1. Как изменение климата влияет на людей и природу:

Рассказать, какие изменения происходят в природе из-за изменения климата.

Познакомить детей с примерами негативных последствий изменения климата (наводнения, засухи, лесные пожары и т.д.).

  1. Меры борьбы с изменением климата: – Объяснить важность борьбы с изменением климата и рассказать о мерах, которые принимаются. Обсудить, что каждый человек может сделать для борьбы с изменением климата (экономить энергию, использовать общественный транспорт, правильно утилизировать отходы и т.д.)

Заключение. – Подведение итогов занятия. – Ответы на вопросы детей. Оценка работы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акция «Наш чистый садик в чистом городе»

с  участием обучающихся объединения по интересам « «Зеленый дом»

В нашем детском саду в июне 2024 года прошла акция «Наш чистый садик в чистом городе» в рамках Всемирного дня окружающей среды (5 июня) — это важнейший международный день, посвященный защите окружающей среды. С воспитанниками старших групп проведен КВН по вопросам экологии. Дети узнали много интересных фактов о нарушениях экологического равновесия. Например,  если не принять меры, то в течение десятилетия уровень загрязнения воздуха, превышающий безопасные нормы, возрастет на 50%, а объем пластиковых отходов, попадающих в водные экосистемы, к 2040 году увеличится в три раза.

Цель акции- привлечь внимание людей к проблемам загрязнения  окружающей среды и роли каждого человека, его возможностях по предотвращению экологической катастрофы.

Семьям наших воспитанников, сотрудникам детского сада  было предложено обратить внимание на грязные места на территории детского сада и  в городе Смолевичи (сделать фото или зарисовки  с кратким описанием). Выставку работ по результатам наблюдений мы организовали на стендах теневого навеса. Ребята обратили внимание, что фотографий  и рисунков, где был бы изображен непорядок на территории  детского сада не было. Но много было подтверждающих материалов, где был мусор, неухоженность на берегу водохранилища Великое, которое находится в микрорайоне Юго-Запад.

Акция- это мероприятие, благодаря,  которому  дети получают информацию  на основе собственных наблюдений, исследовательской и практической деятельности в природе. Во время акции наши Эколята продемонстрировали свои знания в области экологии, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, решали кроссворды, сортировали экологические знаки.

 

 

 

Как мы помогали птицам в жаркое лето

Во время прогулки дети заметили, что на деревьях  сидят птицы. И началась дискуссия. Почему они здесь собираются, почему не летают, что они едят и где пьют  воду? А некоторые ребята заметили, что птицы, как и люди, любят купаться. Птицам очень важно иметь доступ к воде  в жаркую погоду. Им, конечно, нужно меньше воды чем животным, но но не менее двух раз в день пить им все-таки необходимо. Вода для купания не менее важна для птиц. Во время купания они очищаются от грязи и паразитов.

И мы решили установить поилки-купальни на территории детского (в дендрарии смешанного леса)  Сами поилки- купальни не глубокие, но широкие, чтобы птицы имели возможность   перемещаться по всей площади. Поилка должна быть не металлической, лучше керамическая, стеклянная или пластмассовая. Можно положить на дно поилки камешки, гальку, чтобы птицы могли перемещаться , можно даже положить веточку или прутик-перекладинку. У нас поилки стоят под деревьями, подвешены на деревьях, чтобы вода  и сама поилка не нагревалась. А еще при любой опасности  птицы могут спрятаться на дереве. Надо еще помнить, что за птицами иногда охотятся кошки, поэтому мы и подвешиваем поилку на ветки. Наши эколята следят за содержанием поилок, чтобы там постоянно была вода, чтобы вода там не позеленела.

В ходе наблюдений, познавательной практической деятельности дети установили, что к поилке  в жаркие дни прилетают даже пчелки. Попьют водичку и улетают. Дети радуются, что помогают птичкам в жару, а многие рассказывают,  что и у себя на даче, на балконе установили поилки-купальни для птиц.

 

 

 

 

МЫ ДРУЖИМ С ПРИРОДОЙ.

Зачем в детском саду музей?

Мини-музей леса находится в старшей группе «Колокольчики». (это мы -объединение по интересам «Зелёный дом»).
В нашем музее если очень хочется, то экспонаты можно потрогать руками, понюхать (например, кора деревьев, спилы деревьев, листья из гербария). Когда музей только организовывался, то экскурсоводом там была воспитатель дошкольного образования Наталья Васильевна Минкевич. Она много читала, постоянно рассказывала о новых экспонатах. Дети внимательно слушали и теперь могут сами быть экскурсоводами для младших детей или гостей нашего детского сада.

Многие могут спросить:  «А зачем нужен музей? Музей помогает узнать о природе больше, познакомиться, посмотреть, потрогать редкие экспонаты, которые представлены на экспозициях.

1 экспозиция «Кора деревьев».

2 экспозиция «Спилы деревьев»

3 экспозиция «Плоды деревьев»

4 экспозиция «Гербарий»

5 экспозиция «Коллекция бабочек», «Коллекция насекомых»

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

 

 

 

 

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ

МИР НАШЕГО КРАЯ

 

 

Конспект занятия

с обучающимися объединения

по интересам «Зеленый дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

 

 

 

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ «УМНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ?»

 

Исследовательская работа

с обучающимися объединения

по интересам «Зеленый дом»

Шагойко Андрей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

 

 

 

 

СПЯТ ЛИ РЫБЫ ПОДО ЛЬДОМ?

 

Исследовательская работа

с обучающимися объединения

по интересам «Зеленый дом»

Черняк Дмитрий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр детей и молодёжи Смолевичского  района».

Государственное учреждение образования

«Детский сад №5г.Смолевичи»

 

 

 

 

 

 

 

ПОЧЕМУ КАРТОФЕЛЬ

НАЗЫВАЮТ ВТОРЫМ ХЛЕБОМ В НАШЕЙ СТРАНЕ

 

Исследовательская работа

с обучающимися объединения

по интересам «Зеленый дом»

Игнатович Михаил

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Шимкевич Юлия Васильевна,

руководитель  объединения по интересам

«Зелёный дом»

 

 

 

Смолевичи, 2024

 

 

 

 

 

 

Почему картофель называют вторым хлебом?

Здравствуйте! Меня зовут ………..                 Я живу  в городе Смолевичи и хожу в пятый детский сад.

Тема моего  исследования:  «Почему картофель называют вторым хлебом?»

Когда мы бываем в гостях у дедушки и бабушки в деревне, то всегда обедаем за праздничным столом. И на самом почетном месте всегда лежит хлеб, а дедушка  каждый раз строго напоминает, чтобы все обязательно съели по кусочку хлеба, потому, что в нем сила и здоровье. А бабушка говорит, что и в картофеле, блюдах из картофеля много полезного, что картофель-это второй хлеб. Я тоже больше люблю картофель. И я решила провести исследование.

Цель: выяснить, почему картофель называют вторым хлебом

Гипотеза исследования:

1.Возможно потому, что из картофеля делают вкусные чипсы.

2.Допустим, что хлеб из муки – это хлеб №1, а хлеб, в который добавляют  картофель -это хлеб №2.

3.Предположим, что картофель обладает уникальными свойствами, применяемыми в разных сферах деятельности, но главные качества хлеба –  это его  вкусовые качества, калорийность, польза для здоровья.

Описание исследования:

В продуктовом магазине мы бываем почти каждый день. Люди покупают разные продукты. Я посчитала покупателей, у которых в корзине был картофель. В  очереди из 8 человек у 5 покупателей был картофель, а у трех были другие продукты. Мама сказала, что покупают картофель те люди, которые его не выращивают на своем огороде. И я  поняла, что взрослые покупают картофель для приготовления пищи. А  вот дети всегда просят родителей купить чипсы. В рекламе по телевизору ведь  говорили, что чипсы не только вкусный, но и полезный продукт, ведь  в нем содержатся витамины группы C, В . Я стала просить родителей и мне купить чипсы, но папа предложил сначала почитать состав на этикетке. Оказалось, что туда входят не только вода, соль,  но и много пряностей.  А придя домой мы почитали в интернете, что  при быстром нагревании во время изготовления чипсов из крахмала образуется вредное вещество, которое приводит   к тяжелым заболеваниям.

Вывод: картофель не может называться вторым хлебом потому,  что из него делают вкусные чипсы, так как они больше вредны для здоровья чем полезны.  Первая гипотеза не подтвердилась.

  1.   Допустим, что хлеб из муки – это хлеб №1, а хлеб в который добавляют картофель -это хлеб №2.

Моя бабушка умеет печь свой хлеб. И я у нее расспросила о том, зачем она добавляет в хлеб картофель. Она ответила, что при добавлении в тесто картофеля:         изделия становятся более нежными, воздушными долго остаются свежими, так действует крахмал, который есть в картофеле. И бабушка сказала, что  хлеб с добавлением картофеля- это все равно разновидность хлеба, а из картофеля можно приготовить много разнообразных блюд. Например, картофельная запеканка, клецки, драники, картофельное пюре.

Вывод: картофель не может называться вторым хлебом потому, что только небольшую часть его  добавляют в хлеб.

Вторая  гипотеза не подтвердилась.

  1. Предположим, что картофель обладает уникальными свойствами, применяемыми в разных сферах деятельности, но главные качества хлеба – это его вкусовые качества, калорийность, польза для здоровья.

Чтобы проверить эту гипотезу я решила узнать у детей своей группы, что они больше любят кушать хлеб  разных видов или блюда из картофеля. Наша воспитатель Наталья Фёдоровна помогла мне подсчитать ответы. И получилось, что блюда из картофеля любят 85% детей, белый хлеб  любят 60% детей, а черный  хлеб любят не все дети примерно 40%. И при этом сказала, что как же без картошки жить. Ведь картошка вкусная, даже помогала людям пережить голод в войну, когда не хватало хлеба.

Из мультфильмов про картофель я узнала, что и  в медицине вещества из картофельных клубней  (например, крахмал) используются для разработки лекарств.  Картофельный крахмал входит в состав косметических средств для волос и кожи.

Я попросила папу посмотреть  в интернете информацию о том, что же полезнее для человека хлеб или картофель. Красный и другой темный  (фиолетовый) картофель очень полезен, потому что он содержит больше маленьких веществ, которые защищают организм от всяких микробов.  И я очень удивилась: оказывается  пшеничный или ржаной хлеб практически не несет никакой пользы,  картофель полезнее хлеба, потому что он содержит меньше калорий, жира и сахара. Кроме того, в нем есть витамины А и С,  калий, которых нет в хлебе.

Значит из этого можно сделать вывод, что тот, кто хочет быть здоровым, сильным все- таки должен кушать и хлеб, и овощи.

Вывод: картофель является необходимой пищей на нашем столе,  и поэтому люди  считают   картофель-вторым хлебом. Третья гипотеза подтвердилась.

 

Полученные результаты: так я узнала о пользе и вкусовых качествах картофеля, который люди считают вторым хлебом.

Анализ результатов и выводы: в ходе исследования я выяснила, что картофель называют вторым хлебом потому, что он обладает уникальными свойствами, прекрасными вкусовыми качествами и на столе он,   как и хлеб есть всегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос – ответ

 

Для чего нужны атомные  электростанции?

Они являются одним из важнейших источников электроэнергии

в современном мире.

Они играют ключевую роль в энергетической безопасности и значительном экономическом росте многих стран, обеспечивая наибольшие объемы производства электроэнергии с минимальными выбросами углекислого газа.