Проект по энергосбережению
«Энергия вокруг нас, а мы- маленькие Берегоши».
Цель: формирование начальных представлений у воспитанников об энергосбережении; формирование представлений об экономии энергоресурсов; воспитание уважения к труду взрослых людей, занятых в сфере энергосбережения.
Предварительная работа: просмотр познавательных обучающих мультфильмов «Фиксики. «Энергосбережение»; Фикси-советы «Осторожно, электричество!» ; обучающее видео «Энергия для детей»
Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы интегрированного обучения и воспитания, включая детей с тяжелым нарушением речи, РАС, детей с инвалидностью старшего дошкольного возраста.
Работа над проектом включала 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе решались свои задачи. Основная цель подготовительного этапа состояла в уточнении представлений воспитанников по теме, выдвижении ими гипотез для последующей проверки в ходе проекта. Поэтому важно было найти проблемную ситуацию и подвести детей к решению этой ситуации.
Ситуация В один их дней в дошкольном учреждении отключили электричество на несколько часов. Педагог объяснил детям, что ситуация обязательно исправится, в этом поможет Берегоша, который попросит Электрошу вернуть свет… У детей возникли вопросы:
– Откуда к нам приходит свет?
– Кто такие Берегоша и Электроша?
Таким образом началась работа над проектом. Для работы на основном этапе проекта были сформированы 2 микрогруппы: «Электроши в детском саду», «Электроши дома». Для каждой микрогруппы определены задания, включающие серию наблюдений, исследовательскую деятельность, опыты, дидактические игры, разгадывание загадок и кроссвордов, составление рассказов и сказок и т. д. Также были разработаны задания для детей, педагогов и родителей.
Для педагогов:
- Составление плана работы по проекту.
- Составление анкет (сотрудничество с семьями воспитанников).
Цель анкеты: выяснить, понимают ли родители (законные представители воспитанников) необходимость рационального и экономического использования энергоресурсов и знакомы ли они со способами энергосбережения.
- Изготовление атрибутов, карточек-схем, моделей для занятий, наблюдений, экспериментов.
- Подготовка выставки «Будет всем нам хорошо, если в доме будет светло» по результатам деятельности воспитанников, родителей.
- Составление конспектов занятий по разным видам деятельности.
- Составление серии задач по теме «Маленький Берегоша».
- Изготовление наглядных пособий.
- Подготовка спектакля.
Для семей воспитанников :
- Долгосрочные наблюдения за освещением улиц города и близлежащих домов.
- Подбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.
- Участие в конкурсе рисунков «Береги свет!».
Для воспитанников :
- Решение проблемной ситуации «Что будет, если исчезнет электричество?»
- Встречи и беседы с электриком, изучение его рабочих инструментов. 3. Виртуальная экскурсия « Мы посещаем ТЭЦ . Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки.
- Познавательные эксперименты «Как появилась электрическая лампочка?»
- Сравнение лампочек накаливания и энергосберегающих.
- Выставка рисунков «Береги электроэнергию!»
- Чтение художественной литературы с просмотром иллюстраций и последующей беседой.
- Заучивание стихотворений по теме проекта.
- Художественная деятельность: оформление макетов энергоохранных знаков. Каждая микрогруппа (под руководством взрослых) приняла решение о том, что будет результатом совместной деятельности: рассказы, рисунки, кроссворды, фоторепортаж, книжка-малышка «Уроки Берегоши», спектакль.
- Разработали план работы по разным видам детской деятельности, включая общение, познавательную, практическую деятельность, игру и художественную деятельность.
- Собирали информацию из энциклопедий. Через интервьюирование родителей узнали об истории электрической лампочки.
- Сравнивали лампочки накаливания и энергосберегающие. Вместе пришли к мнению, что энергосберегающие лампочки экономят бюджет. Следовательно, возник вопрос: Что делать с обычными лампочками?
- Решили дать новую жизнь старой лампочке. И у нас получился великолепный кукольный театр из старых лампочек.
- Провели серию занятий: «Где живет электричество?», «Как беречь электроэнергию?». А еще мы узнали, что кошка тоже является «электрическим» животным, что некоторые рыбы (угорь, скат) поражают свою добычу электрическим током.
- Провели серию опытов с целью формирования элементарных знаний об электричестве. В игре мы наблюдали за электроприборами, узнали, какие виды транспорта работают благодаря электроэнергии, изучали на карте места в Беларуси, где построены крупнейшие гидроэлектростанции.
- Составляли загадки и придумывали отгадки, разгадывали кроссворды.
- Оформили выставку рисунков.
- Разработали схему, по которой легко подсчитывать количество потребляемой электроэнергии в день. Сделали вывод: для экономии электроэнергии можно заменить электрочайник на обычный чайник, сварить кофе не в кофеварке, а в турке, испечь хлеб в духовке, а посуду можно помыть в мойке.
- Придумывали стихи, разгадывали кроссворды, сочиняли сказки и частушки… «Наша лампочка горит, Когда отключишь, говорит: Экономь всегда ты свет – Будешь много есть конфет!
- Совместно сочинили стихотворение «Неэкономные приборы». На заключительном этапе:
- Работали над составлением книжки для малышей «Азбука Берегоши».
- Разработали макеты энергоохранных знаков.
- Поставили кукольные спектакли «Берегоша в гостях у трех поросят», «Приключения Берегоши». С родителями воспитанников проводились беседы, консультации, анкетирование, предлагались литература для чтения детям, занимательные игры, давались задания, направленные на решение задач проекта. Мнение родителей изменилось. Они, наблюдая за активностью своих детей, стали более ответственно относится к проблеме энергосбережения. Анкетирование показало, что 82 % семей готовы более рационально использовать электроэнергию, 18 % семей готовы пересмотреть свое отношение к экономии электроэнергии. Работа над проектом по энергосбережению показала, что благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников, детской коллективной работе в подгруппах дети проявляют себя в различных видах деятельности, развивают нравственные качества, речевую и познавательную активность. Воспитанники приобрели навык разумного потребления электроэнергии, они стали активными «берегошами», научились замечать потерю электроэнергии дома и сообщать об этом родителям. Метод проекта дал возможность в такой увлеченной, интересной, познавательной деятельности донести до каждого воспитанника такие сложные понятия, как «экономить», «беречь», «электроэнергия» и др. и приобщить детей к ценностям нравственно-экономической культуры. Использование метода проектов как одного из методов обучения воспитанников дошкольного возраста позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, развить их творческое мышление, познавательную активность, умение находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти умения для создания новых объектов действительности. Кем станут наши дети, когда вырастут, покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гилева, Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е.А. Гилева // Школа. 2001. № 2 (41). С. 69–70.
- Крупник, С.А. Проектное содержание образования в системе переподготовки менеджеров образования (научный и организаторские аспекты) / С.А. Крупник, Г.С. Зубарева // Кіраванне ў адукацыi. 2003. № 1. С. 95–108.
- Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании. Минск, 1999.
- Основные аспекты проектной деятельности в образовании: сборник справочных материалов / сост. С.Г. Толкачева. Гомель, 2007.
- Смолякова, О.Ф. Технология развития проектной деятельности будущих педагогов / О.Ф. Смолякова // Адукацыя i выхаванне. 2004. № 2. С. 58–63.