Консультация для педагогов «Портфолио педагога»

Консультация для педагогов

«Портфолио педагога»

       Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы в XV-XVIвв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

     Идея применений портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80-х годах, в конце 80 – начале 90-х годов начался настоящий бум.

   Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.

   Профессиональное портфолио педагога – воспитателя  – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя.  Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности.

Портфолио воспитателя  – это:

  • форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
  • средство мотивации и стимулирования творческой        активности и самообразования;
  • средство самопрезентации и карьерного роста;
  • способ фиксирования, накопления и оценки  творческих достижений педагога;
  • средство мониторинга и индивидуального прогресса;
  • коллекция работ педагога за определенное время
  • Строгих правил ведения портфолио нет. Форму портфолио педагог выбирает сам. Это индивидуальное творчество.

Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального  роста педагога. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника.

Виды портфолио:

  • Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе)
  • Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы)
  • Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады)
  • Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу)
  • Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные)

Подходы к разработке и ведению портфолио:

  • Компетентностный  подход (оценка  по  результатам  реализации      педагогом  основных профессиональных    функций  и  компетенций);
  • Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов    деятельности: воспитательно-образовательной,  конструктивной  и  оценочной,    здоровьесберегающей  и  здоровьеформирующей,    учебно-методической,  инновационной,  социально-педагогической);
  • Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений: структурный       анализ,  способствующий  выявлению   системообразующих  связей  и  отношений,   определению    внутренней  организации  Портфолио педагога;  функциональный  анализ, позволяющий  раскрыть  функции Портфолио  в  целом  и   отдельных его  компонентов). 

Принципы формирования и ведения портфолио:

  • Принцип непрерывности(постоянное  систематичное и   последовательное  пополнение Портфолио);
  • Принцип диагностико-прогностической  направленности  (отражение  состояния    профессионального  роста, наличие  параметров   профессиональной  деятельности);
  • Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной  обратной  связи  с  субъектами   образовательного  пространства);
  • Принцип научности  (обоснование  целесообразности  построения    Портфолио  на   основе  компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);
  • Принцип индивидуально-дифференцированной  направленности  (оценку           профессионализма  в  соответствии с   требованиями  результативности  воспитателя УДО).

Особенности  Портфолио воспитателя  ДОУ  как  формы  аттестации:

         Портфолио  представляет собой  рабочую  папку,  содержащую многообразную  информацию,  которая документирует  имеющийся  опыт  воспитателя  УДО  и  отражает совокупность  его  индивидуальных  достижений; это  способ  фиксирования, накопления  и  оценки творческих  достижений  воспитателя, включающий  интеграцию  количественной  и  качественной  оценок педагогической  деятельности;  это  комплект  документов, подтверждающих  результативность  деятельности     воспитателя  детского  сада,  актуализирующий  рефлексию его собственной  деятельности. 

      Портфолио –  форма  аттестации, в  ходе  которой воспитатель  представляет  материалы, подтверждающие  его  профессионализм  в  виде сруктурированного  накопительного  документа.

Структура портфолио:

       В разделе  «Введение»  воспитатель  представляет сведения  о   профессиональном  статусе, стаже  работы,  образовании, личные  данные.   Эти  сведения  воспитателю помогает  формировать  руководитель  дошкольного  образовательного  учреждения.

     В раздел  «Портрет»  воспитатель  включает эссе  «Я  и  моя  профессия»,     характеристику,  данную  руководителем (зам.  заведующего  по  ОД)  УДО.

    В эссе  «Я  и  моя  профессия» воспитатель  в  свободной форме  может  отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о  качествах,  необходимых для  успешной  профессиональной  деятельности,   этапы  профессионального  становления, личностные  и  профессиональные  интересы, перспективы  и  достижения, изложить  педагогическое  кредо,   дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить темы       инновационной  и  экспериментальной  деятельности, отразить  творческие   достижения и  т.д. 

      В характеристике  на  воспитателя, составляемой  представителями   администрации УДО,  отражаются:  отношение педагога  к   профессиональной  педагогической  деятельности, его  вклад  в  развитие  образовательного  учреждения и  совершенствование  педагогического  процесса, перспективы  профессионального  роста  воспитателя,  степень   участия в  общественной  жизни, профессиональные  и  личные достижения,  личностные  и  профессиональные  качества педагога.  Работа  воспитателя   над  данным  разделом Портфолио  позволяет  отследить динамику  и  результаты профессионального  становления  и  развития,  определить   возможные  перспективы  и  направления  профессионального  саморазвития.

    «Папка  профессиональных  достижений»  включает в  себя  следующие   материалы:

планы  реализации образовательного процесса  работы с  детьми,  доклады, сообщения  на  методических и  педагогических  советах, публикации,  описание  опыта  работы,   иллюстрации и  самоанализ  развивающей среды,  конспекты  открытых   занятий,  перечень  разработанных дидактических  и  методических пособий,  тексты  проектов разной  направленности,  системы конспекты  занятий  или  других  форм  организации  работы с  детьми,  самоотчет о  результатах   работы за  учебный  год,  видеозаписи  разных форм  работы  с  детьми,  родителями, коллегами,  результаты  анкетирования и  отзывы  родителей и  др.  Данный материал  служит  в  качестве  иллюстраций и  подтверждения   профессиональных достижений, позволяет  воспитателю  создавать личный  банк  разнообразных по  характеру  и  значимости  творческих и   методических  материалов. В  ходе  работы над  содержательным   наполнением этого  раздела  Портфолио, воспитатель  имеет  возможность    совершенствования  ряда  педагогических  умений: аналитических,  прогностических,  рефлексивных, и  др.

«Папка  достижений  воспитанников»  включает сертификаты  об участии воспитанников  в  различных конкурсах,  спортивных  мероприятия,олимпиадах,  количественные  и  качественно  проработанные данные     диагностики  продвижения детей  в  системе образовательного  процесса, продукты детского  творчества,  сертификаты участия  детей  и  педагога  в   проектах разного уровня  и  направленности.  Материалы этого  раздела  Портфолио могут  опосредованно  свидетельствовать  о  качестве,  уровне,   содержании профессионально-педагогической  деятельности воспитателя,  служить  иллюстрацией его  профессионального  творчества, активности,  компетентности.

   «Папка  документов»  наполняется сертификатами  об  участии в  конференциях,  круглых столах,  профессиональных  и  творческих   конкурсах, документированными  подтверждениями  прохождения курсов    повышения  квалификации, прохождения  стажировок,  дипломы о   профессиональной  переподготовке  или  дополнительном   профессиональном  образовании, грамоты  за  успешную реализацию   профессионально-педагогический  или  общественной  деятельности. Материалы  этой  части  Портфолио  могут  достоверно  подтвердить уровень  профессионализма  и  компетентности  специалиста, а  также  уровень его  притязаний,  официальный статус.

    «Папка  экспертных  оценок» включает  в  себя  внешние  и  внутренние     отзывы, рецензии,  благодарственные  письма, официальные  отзывы  о  внедрении  авторских технологий,  патенты  и  т.п.  Данные документы          являются  разнообразными  и  объективными  формами оценки  результативности  деятельности педагога  и  могут  стимулировать  его  к   дальнейшему профессиональному  росту.

  Вывод:

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

ПЕДАГОГУ:

  • Реально представить результаты своего труда;
  • Увидеть свои резервы;
  • Иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

АДМИНИСТРАЦИИ:

  • Осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

Практическая значимость портфолио:

  • Аттестация
  • Лицензирование, аттестация
  • Систематизация деятельности педагога
  • Стимулирующий фактор