У планеты высокая температура
(Изменение климата)
Экологическое развлечение
Задачи:
формировать умения и навыки разнообразной деятельности в природе;
развивать стремление и навыки активного участия в охране природы;
воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Материал и оборудование:
глобус, конверт с телеграммой; разрезанные карточки с изображением фабрики и завода, транспорта, лампочки и батареи отопления, засеянного поля и скотного двора;
макеты контейнеров для раздельного сбора мусора синего, зелёного, жёлтого, серого цветов, карточки с изображением предметов из различных материалов;
карточки зелёного и красного цветов, чёрно-белые рисунки с изображением города и сельской местности, листы бумаги с изображением футболки, цветные карандаши — по количеству детей.
Предварительная работа: проведение цикла занятий по экологическому воспитанию.
Словарь: климат, парниковый эффект, парниковые газы, промышленность.
Ход проведения экологического развлечения
Воспитатель (В.) (покрутив глобус). Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Глобус.) А что такое глобус? (Ответы детей.) Верно, глобус — это уменьшенная во много раз модель планеты, на которой мы живем.
Как она называется? (Земля.) Земля расположена в космосе среди других планет. Подрастая, вы будете всё больше и больше узнавать о ней. Может быть кто-то из вас даже станет космонавтом и сможет полюбоваться Землёй из космоса!
А сегодня, к сожалению, мы получили тревожное сообщение
от учёных (зачитывает телеграмму):
«Дорогие друзья! Беда! Наша планета болеет! У неё высокая температура! Климат резко меняется! Земля в опасности! Просим помочь нам!»
-Ребята, нас просят о помощи. Вы готовы? (Ответы детей.) Тогда давайте разбираться во всём по порядку.
-Знаете ли вы, что такое климат? (Ответы детей.) Климатом называют погоду (температуру, осадки, ветер и другие явления), которая бывает в одной местности на протяжении длительного времени.
Растения, животные и люди привыкают к климату, который наблюдается на их территории, поэтому если он по каким-то причинам меняется, то всем становится тяжело. Сейчас климат резко меняется на всей планете. Температура растёт. Поэтому, на Северном полюсе тают льды, а у нас становится так жарко, что уже летом можно выращивать арбузы, которые раньше росли только в южных краях.
Однако, у людей ещё есть шанс спасти планету. Предлагаю нам всем почувствовать себя настоящими учёными и узнать, как же помочь Земле. И сначала давайте выясним, в чём же причина повышенной температуры у нашей планеты?
Зачитывает информацию из телеграммы:
«Основной причиной потепления климата является парниковый эффект. Как он образуется? Солнце нагревает Землю, одновременно и Земля отдаёт своё тепло. Парниковые газы у поверхности Земли частично удерживают тепло, которое отдаёт наша планета. Если бы их совсем не было, то всё тепло уходило бы в космос, Земля остывала и было бы очень холодно. Однако слишком большое скопление парниковых газов приводит к увеличению температуры на Земле». Так в чём же причина потепления климата? Что мы узнали из сообщения? (Ответы детей.) Предлагаю выяснить, отчего увеличивается количество парниковых газов.
Дети делятся на 4 подгруппы, складывают разрезанные карточки с изображением объектов, символизирующих промышленность (фабрика и завод), транспорт (машина, поезд и самолёт), энергетику (лампочка и батарея отопления), сельское хозяйство (засеянное поле и скотный двор).
В. Посмотрим, что у нас получилось. (Обращается к первой подгруппе.) Что изображено на вашей карточке? (Фабрика, завод.) Ребята, как вы считаете, какой вред наносят промышленные предприятия? (Ответы детей.) Действительно, заводы и фабрики загрязняют воздух, выбрасывая в него вредные вещества.
Посмотрим, что ещё вредит нашей планете. (Обращается ко второй подгруппе.) Что получилось у вас, когда вы сложили карточку? (Машина, поезд, самолёт.) Как можно назвать всё это одним словом? (Транспорт.) Использование транспорта приводит к потреблению топлива и выбросам выхлопных газов.
Следующая причина изменения климата. (Обращается к третьей подгруппе.) Что изображено на вашей карточке? (Лампочка, батарея отопления.) Что, по-вашему, могут символизировать эти изображения? О бережном отношении к чему мы с вами уже разговаривали на наших занятиях? (О энергии.)
Правильно! Это энергия. Больше всего парниковых газов образуется при сжигания топлива для производства энергии, которую используют для освещения, отопления, работы электроприборов.
Что же выяснила четвёртая группа «учёных»? (Обращается к четвёртой подгруппе.) Что изображено на вашей карточке? (Поле, трактор, коровы, лошади, овечки.) Поля, домашние животные, техника (трактора, комбайны) — всё это символизирует сельское хозяйство. Чем же оно может навредить климату?
Оказывается, парниковые газы выбрасываются и при обработке земли, производстве удобрений, работе сельскохозяйственной техники.
Кроме этого, парниковому эффекту способствует не только увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу, но и вырубка деревьев, которые эти газы поглощают.
Поэтому очень важно беречь леса! Народная мудрость нам говорит: «Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади».
Физкультминутка
Руки подняли, ими качаем —
(Поднять руки вверх, покачивать ими.)
Это деревья в лесу.
(Плавно опустить руки вниз.)
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
(Согнуть руки, встряхнуть кистями.)
В стороны руки, плавно помашем, —
Это к нам птицы летят.
(Развести руки в стороны, имитировать взмахи крыльев.)
Как они сядут, тоже покажем, —
Крылья сложили назад.
(Присесть, руки назад.)
Встали, вздохнули, вверх потянулись, —
(Встать, руки вверх, потянуться, глубокий вдох.)
Это деревья растут.
(Опустить руки вниз, выдох.)
За руки взялись, друзьям улыбнулись,
Вместе нам весело тут!
(Взяться за руки, улыбнуться друг другу.)
Как вы уже поняли, многие действия людей вредны для природы, а, значит, и для климата. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку чёрно-белые рисунки с изображением города и сельской местности.)
На этих рисунках обведите кружком то, что, по-вашему мнению, может быть причиной загрязнения природы. (Дети выполняют задание, затем обсуждают его результаты.)
Сегодня почти всё, что необходимо людям в повседневной жизни, изготавливается с использованием энергии и приводит к выбросам парниковых газов.
Каждый продукт, прежде чем попасть на прилавки магазинов, проходит долгий путь изготовления на фабриках и заводах, а в конце концов оказывается на свалке, где он разлагается или сжигается, тоже выбрасывая в воздух парниковые газы. А ведь количество этих газов можно уменьшить, следуя простым правилам. Каким?
-Давайте подумаем вместе. Что нужно делать с отходами, чтобы они не наносили вред природе? (Сортировать, выбрасывать в правильные контейнеры, перерабатывать, использовать повторно.)
-Правильно! Давайте вместе вспомним, в какой контейнер нужно выбрасывать тот или иной мусор при его сортировке.
Дети делятся на четыре подгруппы в соответствии с цветами контейнеров для раздельного сбора мусора (синий контейнер для сбора стекла, зелёный — бумаги, жёлтый — пластика, серый — бытовых отходов).
Воспитатель раздаёт каждой подгруппе макет одного из контейнеров и карточки с изображением предметов из различных материалов. Из всех предметов детям нужно выбрать только те, которые необходимо выбрасывать в контейнер их цвета. После выполнения задания каждая подгруппа объясняет свой выбор.
В. Как быстро и правильно вы справились с заданием! Такими полезными знаниями обязательно нужно делиться. Предлагаю вам сегодня вечером рассказать своим родным, какую помощь можно оказать нашей планете, если сортировать мусор.
Люди во всём мире прилагают совместные усилия для спасения климата на Земле, над этим вопросом работают большие организации и объединения стран. Но каждый из нас тоже может помочь природе, если изменит своё поведение. Ваши мнения и поступки очень важны!
Сейчас я буду называть вам действия человека, если вы считаете их правильными и приносящими пользу Земле, то поднимайте зелёную карточку, если наносящими вред нашей планете — красную.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одной карточке зелёного и красного цветов, называет утверждения, дети делают свой выбор и поясняют его:
- утеплить своё жильё: заменить или утеплить окна, двери, стены, пол. (Зелёная.)
- выбрасывать мусор в неположенных местах. (Красная.)
- использовать больше обогревательных приборов. (Красная.)
- садить деревья. (Зелёная.)
- использовать дома больше светильников, люстр, ламп и других источников света. (Красная.)
- заменить старые лампочки на энергосберегающие. (Зелёная.)
- чаще пользоваться различными видами транспорта. (Красная.)
- сортировать отходы. (Зелёная.)
- больше ходить пешком, ездить на велосипеде. (Зелёная.)
В. Молодцы! Вы справились с заданием. Вас теперь можно назвать настоящими экспертами в вопросах охраны окружающей среды.
Сегодня мы выяснили, что угрожает Земле и как ей можно помочь. Очень важно, чтобы как можно больше людей тоже узнали об этом. Давайте представим, что из «учёных» вы превратились в «модельеров» одежды.
Воспитатель раздаёт детям листы бумаги с изображением футболки и цветные карандаши.
В. Я предлагаю нарисовать на футболке то, что вам сегодня запомнилось больше всего и что хотелось бы рассказать другим.
После выполнения задания организуется выставка рисунков.
В. Хорошая работа! Такая коллекция достойна наград! И лучшей из них для нас станет то, что каждый человек, увидев наши футболки, задумается, не наносит ли он вред природе, и сделает всё возможное, чтобы остановить это, ведь природа — наш общий дом и она может многому нас научить.
– Давайте учиться у природы!