Биоразнообразие.

Направление “Биоразнообразие” 2023

Цель: Расширение знаний воспитанников о биоразнообразии растений и животных на территории учреждения дошкольного образования и ближайшего природного сообщества; формирование бережного отношения к природе, через выполнение заданий по проекту «Зеленые школы».

Направления деятельности:

Наш детский сад и его окружение. Природа вокруг нас. Твое отношение к окружающей природе. Правила поведения в природе. Солнце в жизни растений, животных и человека.

Растения, произрастающие в природном окружении учреждения дошкольного образования: деревья, кустарники, травы. Узнавание деревьев по листьям, с помощью рисунков, фотографий. Травянистые растения – дикорастущие и культурные. Различение трав по листьям и цветкам, с помощью наглядного материала.

Насекомые, обитающие в природном окружении учреждения дошкольного образования. Наблюдение за бабочками.

Разнообразие растений и животных в природе. Птицы природного окружения учреждения дошкольного образования. Узнавание птиц по голосу, силуэту, с помощью иллюстративного материала. Привлечение птиц на территорию учреждения образования и прилегающую территорию. Виды корма для синиц, снегирей и других птиц. Подкормка птиц. Редкие птицы и их охрана. Гнездование птиц.

Составление схемы размещения диких и культурных видов растений на территории учреждения дошкольного образования; обозначение мест наблюдения за птицами, насекомыми.

—————————————————————————————————————————————————————————————–
Задание 1.1

Стенд-схема “Биоразнообразие”

Карта-схема расположения деревьев и кустарников

Схема экологической тропы

Разнообразие типичных и нетипичных деревьев и кустарников

 

Отчёт “Изученные деревья и кустарники”

Задание 1.1 Изучить разнообразие типичных (коренные растения  природной флоры данной местности) и  нетипичных (некоренные,  несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории  учреждения образования (или  прилегающей к учреждению  образования территории)

апрель 2023

количество воспитанников: 40

   В ходе проведённых экскурсий занятий, развивающих и дидактических игр воспитанниками старших групп «Колокольчики», «Незабудки» были изучены деревья и кустарники, произрастающие на территории дошкольного учреждения. Дети, в процессе дидактических игр, «Узнай дерево по описанию», «Трафареты листьев», «С чьей ветки детки» узнают и называют деревья и кустарники, произрастающие на территории дошкольного учреждения.

Воспитанники имеют представления:

  • о разнообразии растений в природном окружении учреждения дошкольного образования;
  • о необходимости бережного отношения ко всему живому;

Знают и умеют:

  • находить в природе и определять не менее 3 видов деревьев и кустарников ближайшего окружения.

 

I.      На территории на территории ГУО “Детский сад №5 г.Смолевичи” произрастают следующие аборигенные виды деревьев и кустарников:

Сем. Березовые (Betulaceae)

                        Береза бородавчатая или повислая

Сем. Розовые (Rosaceae)

     Яблоня домашняя, или культурная

       Груша обыкновенная, или домашняя

     Рябина обыкновенная

    Алыча домашняя

Сем. Липовые (Tiliaceae)

     Ли́па сердцеви́дная, или Липа мелколи́стная

Сем. Сосновые (Pinaceae)

    Ель обыкновенная, или европейская

   Сосна обыкновенная 

 

II.     На  территории ГУО “Детский сад №5 г.Смолевичи” выявлены следующие интродуцированные  виды деревьев и кустарников:

Сем. Ивовые (Salicaceae)

 Ива обыкновенная, кучерявая 

Сем. Маслиновые (Oleaceae)

     Сирень обыкновенная

     Форзиция промежуточная         

Сем. Розовые (Rosaceae)

 Спирея японская

Спирея Вангутт

Сем. Гортензиевые (Hydrangeaceae)

     Гортензия древовидная

Сем. Кипарисовые (Cupressáceae)

     Туя шаровидная

  Можжевельник

Осуществили  посадку следующих деревьев и кустарников (совместно с педагогами):

  • Туя западная
  • Гортензия древовидная
  • Спирея Вангутта
  • Туя западная

 

Задание 1.2

Карта-схема расположения дикорастущих растений

Картотека дикорастущих трав

 

Отчёт о выполнении задания  

Дата проведения: май 2023

Участники: 2 старшие группы (40 воспитанников)  и 2 воспитателя дошкольного образования 

Цель: познакомить воспитанников с дикорастущими травянистыми растениями, растущими  на территории дошкольного учреждения и  прилегающей территории.

   Для участия с воспитанниками проведена экскурсия по территории дошкольного учреждения и прилегающей территории, организовано наблюдение за травами.

  Самыми распространенными травами выделили: одуванчик, клевер ползучий, подорожник большой, ромашка пахучая, разные сорта тимофеевки.

   Ребята с большим интересом наблюдали за травами. Они наносили на карту их расположение на территории учреждения.

   Это дало возможность воспитанникам каждый день наблюдать за растениями.

Задание 1.3

Национальная акция “Осенние наблюдения  за птицами”

   Птицы являются одними из наиболее ярких и привлекательных животных, которые населяют практически все природные экосистемы и часто селятся рядом с людьми в городах и селах. Осенние дни наблюдения за птицами -это Международная акция, целью которой является информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории страны, в которой Вы проживаете.

    Осенние наблюдения за птицами  – ежегодная акция, которая пройдет уже в 26-й раз. Для участия необходимо в эти дни самостоятельно или с группой друзей или воспитанников выйти на природу и посчитать виды птиц, а также их количество. Все данные необходимо записать в полевой дневник, блокнот или тетрадь. Отмечается также количество птиц, которых не удалось определить. Наблюдения и учеты можно проводить везде, где живут птицы, – это лес, луг, поле, река или озеро.

   Воспитанники старших групп нашего учреждения дошкольного образования также присоединились к данной акции, Самыми распространёнными птицами по численности оказались грачи, которых было много на поле возле учреждения дошкольного образования каждый день (насчитали около 14). Вторыми по численности были воробьи, третьими – скворцы.

   Ребята наблюдали за птицами, потом рассматривали их в группе на картинках, знакомились с их особенностями с помощью лэпбука “Перелётные и зимующие птицы”, подготовили рисунки на данную тематику.

Карта-схема обитания птиц на территории учреждения образования

Картотека с видовым разнообразием птиц, встречающихся на территории

Списки воспитанников

Отчёт о выполнении задания «Наблюдения за птицами»    

Дата проведения: 10.03.2023 по 11.03.2023

Участники: 2 старшие группы (40 воспитанников)  и 2 воспитателя дошкольного образования 

Цель: познакомить воспитанников с птицами, прилетевшими на территорию дошкольного учреждения и  прилегающей территории.

  Для участия с воспитанниками проведена экскурсия по территории дошкольного учреждения и прилегающей территории, организовано наблюдение за птицами.

   Самыми распространенными птицами были синицы.

   Вторыми распространёнными птицами были воробьи.

Третьими – голуби 

Четвертые – вытютень (лесной голубь)

Пятые – сорока

   Ребята с большим интересом наблюдали за птицами. Они наносили на карту схему обитание птиц, увиденных за день.

Задание 1.4

Изучение разнообразия неземных  насекомых на территории учреждения  дошкольного образования (или  прилегающей к учреждению  дошкольного образования территории)

Дата: май 2023

Количество воспитанников: 40

   На территории учреждения дошкольного образования выявлен достаточно разнообразный видовой состав насекомых (кузнечик  зеленый, бабочки, коровка  божья, муравей садовый, шмель полевой, пчела, муха домашняя). Для увеличения разнообразия видов насекомых на территории созданы цветники  «клумба для бабочек» с разнообразными однолетними и многолетними декоративными цветущими растениями.

   На территории ГУО «Детский сад №5 г.Смолевичи»  обитают следующие виды насекомых:

Сем. Нимфалид (Nymphalidae)

                     Бабочка Павлиний глаз дневной

Сем. Семиточечная коровка  (Coccinella septempunctata)

                     Божья коровка семи точечная

Сем. Пластинчатоусых (Scarabaeidae)

                     Майский жук

Сем.Муравьи (Formicidae)

                      Муравей обыкновенный

Сем. Каллифорид (Calliphoridae)

                      Муха обыкновенная

Сем. Комары (culicidae)

                       Комар обыкновенный

 

Сем.Пчелиных

                                          Шмель обыкновенный

Сем.Кузнечик  

Сем.Гусеничных

Цикл занятий по теме “Насекомые” 

Карта-схема расположения насекомых на территории

дошкольного учреждения

Картотека насекомых, обитающих на территории учреждения

Клумба

Задание 1.5

Анализ ситуации по биоразнообразию

на территории государственного учреждения образования

«Детский сад №5 г.Смолевичи»  март 2023 года

    На территории учреждения дошкольного образования растут  разнообразие видов деревьев и кустарников. Наличие аборигенных и интродуцированных видов практически одинаковое. Для увеличения количественного состава деревьев и кустарников запланирована  посадка молодых деревьев в дендрарий смешанного леса.

   Дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования обнаружено более 10 видов.

     В процессе изучения биоразнообразия птиц установлено, что на территорию учреждения дошкольного образования и близлежащее поле чаще всего прилетают грачи, воробьи, скворцы, синицы, ласточки, голуби, галки. На территории учреждения   размещены 11 скворечников. В пяти из них обитают скворцы.

   На территории достаточно больших деревьев и кустарников, что могло бы привлечь больше птиц. Эта проблема решаема.

     На территории учреждения дошкольного образования выявлен достаточно разнообразный видовой состав насекомых (кузнечик  зеленый, бабочки, жужелица волосистая, коровка  семиточечная, клоп-солдатик), муравей садовый, шмель земляной, пчела, бабочки  и другие). Для увеличения разнообразия видов насекомых на территории созданы цветники  «клумба для бабочек» с разнообразными однолетними и многолетними декоративными цветущими растениями.

План по увеличению биоразнообразия территории

 

Задание 1.7

План-схема расположения скворечников

Выступление перед родителями и детьми

Акция «Каждому скворцу по уютному дворцу»

 

Цели и задачи:

• воспитание потребности личного участия в сохранности окружающей

среды

• формирование знаний умений и навыков творческой деятельности в совместной работе с родителями

• побуждать делать добрые поступки – один добрый поступок влечет за собой другие добрые поступки – источник добрых чувств

• способствовать развитию инициативы, самостоятельности, активности и реализации своих интересов

 

Воспитатель д/о: Наша планета Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля-

Дом наш родной, ребята.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее некому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Ведущий: Уважаемые родители и дети, приглашаю  принять участие в викторине и заодно проверить свои знания о птицах (с использованием интерактивной доски)

Вопросы:

• Назови птиц, которые живут в нашей местности? снегири, галки, вороны, воробьи, клесты и др.

• Какую птицу называют воровкой? сорока

• Что такое «птичье молоко» это выделение из зоба у голубей для вскармливание птенцов

• Какая птица наших мест вывод птенцов зимой клест

• Назовите самую большую птицу в мире? африканский страус

• Назовите самую маленькую птичку нашей страны? королек

• У кого не жизнь, а малина? малиновка

– Молодцы! Очень приятно, что вы столько интересного знаете о птицах.

 

Практическая часть

Воспитатель д/о: Ребята, давайте вместе со взрослыми нарисуем плакаты, в помочь нашим птицам. Их можно будет развесить на дверях детского сада,  школ, жилых домов, чтобы как можно больше привлечь внимание людей. Люди же в свою очередь, позаботятся о птицах.

Воспитатель д/о: Молодцы ребята и взрослые. Большое спасибо. Хорошо потрудились. Какие интересные, яркие, красочные изготовили плакаты. Мимо такого плаката трудно пройти, чтобы не заметить.

А сейчас выйдем на улицу и взрослые помогут нам с развешиванием скворечников

Воспитатель д/о: А участникам нашей акции мы подарим, вот такие эмблемы, дети раздают эмблемы.

Воспитатель  приглашает всех гостей сфотографироваться на память.

Списки воспитанников

Отчёт о выполнении задания 1.7.

Акция «Каждому скворцу по уютному дворцу»    

Дата проведения: 14.04.2023 по 15.04.2023

Участники: 2 старшие группы (60 воспитанников)  и 2 воспитателя дошкольного образования 

Цель: организовать акцию в помочь птицам, прилетевшими на территорию дошкольного учреждения и  прилегающей территории.

    В рамках реализации мероприятий образовательного проекта “Зелёные школы” в учреждении прошла экологическая акция “Каждому скворцу – по уютному дворцу”, в ходе которой новыми скворечниками пополнена не только территория учреждения дошкольного образования, но скворечники размещены и на близлежащей к учреждению территории. Теперь пернатые друзья обеспечены жилплощадью, будут радовать окружающих своим пением и охранять сады и огороды от вредителей. Умелыми руками наших родителей были изготовлены скворечники, которые сделаны из необработанной древесины.

    В процессе изучения биоразнообразия птиц установлено, что на территорию учреждения дошкольного образования и близлежащее поле чаще всего прилетают грачи, воробьи, скворцы, синицы, ласточки, голуби, галки. На территории учреждения   размещены 11 скворечников. В пяти из них обитают скворцы.